Организационная культура


Организационная культура

Организационная культура: сущность, элементы и уровни

Определение 1

Организационная культура – это совокупность принципов, норм и правил взаимоотношения организации с внешней средой и внутренних взаимоотношений членов организации.

Особенности руководства организацией, её направлений развития и функционирования, роль межличностных отношений, способы принятия управленческих решений формируют организационную культуру.

Главной функцией организационной культуры можно назвать создание благоприятного, стабильного климата в организации, единство понимания целей и характера их достижений.

Элементы организационной культуры:

  • Цель, миссия, лозунги организации;
  • Философия организации, обычаи и традиции;
  • Стиль взаимоотношений работников друг с другом и с руководством организации;
  • Символика организации;
  • Принятые в организации маркетинговые правила и др.

Уровни организационной культуры:

  1. Поверхностный. Элементы организационной культуры этого уровня легко поддаются восприятию (корпоративные атрибуты, внешний вид и речь сотрудников, стиль зданий и помещений организации);
  2. Промежуточный (негласные правила поведения, с которыми все сотрудники организации знакомы и сознательно им следуют);
  3. Глубокий. На этом уровне сформированности организационной культуры у сотрудников появляется корпоративное мышление. Ценности организации становятся жизненными ценностями самих сотрудников.

Таким образом, к характеристикам организационной культуры можно отнести общий характер всех направлений функционирования организации, неформальный стиль распространения, устойчивость организационной культуры на протяжении длительного периода времени с постепенным и аккуратным внесением изменений в неё.

Формирование и поддержание организационной культуры

Формирование организационной культуры происходит:

  1. В результате деятельности руководства компании;
  2. В результате неформальных взаимоотношений;
  3. В результате продолжительного существования организации и стабильности кадровой политики;

Сформированная организационная культура требует поддержания через контроль руководителя компании, обучение персонала, грамотный подбор кадров, внимательное отношение к символике и традициям организации.

Элементы для поддержания организационной культуры:

  • Определение важнейших объектов предметов контроля. Сотрудники должны чётко понимать, что от них требуется.
  • Грамотный подход руководства организации и менеджеров в период трудностей. В некоторых случаях организационная культура требует не поддержания, а изменения.
  • Назначение ролей. Менеджеры, при формировании и поддержании организационной культуры могут специально назначать подходящим сотрудникам определённые роли, привлекая их к определённым аспектом деятельности организации.
  • Система вознаграждения в организации. Критерии поощрений и форма их организации являются важным и стойким элементом организационной культуры.
  • Возможности карьерного роста. В организациях, где сотрудники понимают возможность карьерного роста или знают о его отсутствии, наблюдается большая стабильность численности персонала, что также является элементом организационной культуры.
  • Корпоративная символика, традиции и обряды.

Имидж компании как элемент организационной культуры

Замечание 1

Важным элементом организационной культуры современной организации является имидж, то есть публичное положение компании, сформированное успехами деятельности и формой поведения на рынке.

К основным элементам имиджа относятся форма организации внешних и внутренних межличностных контактов и система внешних атрибутов (товарный знак, эмблема и пр.).

Основные характеристики положительного имиджа организации:

  • надёжность;
  • порядочность;
  • социальная ответственность;
  • профессионализм;
  • качество продукта.

При приёме на работу новых сотрудников в организации с активно сформированной организационной культурой уделяется большое внимание социализации. Работник проходит обучение, знакомится с основными элементами принятой организационной культуры. На этом же этапе сотрудник может принять решение о своём соответствии или непринятии организационной культуры компании.

Внесение изменений в организационную культуру

  • Изменение требований к профессиональным и личным качествам сотрудников;
  • Изменения формы решения конфликтных ситуаций;
  • Изменения приоритетов развития организации;
  • Изменение системы стимулирования сотрудников;
  • Изменение внешней атрибутики компании.

Изменения в организационной культуре и поведении сотрудников:

  1. Изменения в организационной культуре могут происходить без изменения поведения сотрудников. Это означает изменение взглядов на некоторые ценности, не требующие от сотрудников изменения в поведении;
  2. Изменения в поведении без изменений в организационной культуре. Такие изменения происходят при желании некоторых сотрудников изменить организационную культуру.
  3. Изменения в организационной культуре и в поведении сотрудников. Эта ситуация происходит, когда изменения в организационной культуре вызваны объективными обстоятельствами (временем, финансовым положением, сменой руководства и др.), сотрудники понимают их необходимость и меняют своё поведение.

Виды организационной культуры

Виды организационной культуры:

  • субъективная;
  • объективная.

К уровню субъективной организационной культуры относится образ компании, сложившийся в мышлении её сотрудников. Она формируется на основании историй, которыми сотрудники делятся друг с другом и манеры общения с руководством и внутри коллектива. Понимание состояния организационной культуры на субъективном уровне помогает руководству в принятии управленческих решений, построении взаимоотношений с сотрудниками.

К объективной организационной культуре относится главным образом внешняя атрибутика компании.

Интересен подход к классификации организационных культур В. Холла – ABC:

  • A – поверхностный уровень организационной культуры (артефакты и этикет).
  • B – промежуточный уровень (поведение и действия).
  • C – глубокий уровень (ядро организационной культуры) – убеждения, ценности, мораль.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :