Модели организационного поведения


Модели организационного поведения

Автократическая модель организационного поведения

Рассматривая основные модели организационного поведения, следует отметить, что первой из них является автократическая модель.

Основой данной модели является власть, в связи с этим все сотрудники организации ориентированы на:

  • возложенные на них официальные полномочия;
  • формальные методы работы;
  • права отдавать приказы коллегам.

Главной особенностью данной модели является то, что руководитель воспринимает свои знания и навыки как абсолютные, а на работников возлагаются обязанности беспрекословного подчинения. В связи с этим главной задачей руководителя становится принуждение работников к эффективному труду. Таким образом, можно говорить о том, что все функции руководства сводятся к жесткому контролю руководителя за трудовым процессом.

Сами сотрудники жестко ориентированы на подчинение руководителю. Это приводит к наличию психологической зависимости от руководства, который может принять на работу, уволить с нее, определить объем работы и т.д. При этом для организаций, в которых наблюдаются данная модель организационного поведения, наблюдается достаточно невысокий уровень заработной платы, а сами сотрудники низко производительны.

Важно отметить, что авторитарная модель не предполагает наличия обратной вербальной связи от подчиненных, а для работников наблюдаются высокая степень неуверенности, разочарования и агрессии к своей трудовой деятельности.

Применять данную модель эффективно при условии наличия высокой доли неквалифицированного труда, а также при необходимости быстрой реализации принятых управленческих решений в различных экстремальных ситуациях. Отсутствие данных условий приводит к снижению лояльности со стороны персонала, существенному снижению производительности труда и неудовлетворенность персонала как своей профессиональной деятельностью, так и уровнем заработной платы. Такие негативные последствия приводят к увеличению числа прогулов, хищений, неоправданных больничных и т.д.

Патерналистская модель

Второй моделью организационного поведения является патерналистская, которая находится в прямой зависимости с экономией ресурсов.

Данная модель связана с наличием в системе мотивации персонала следующих элементов:

  • материальные поощрения различного рода;
  • высокая степень безопасности персонала;
  • создание системы зависимости персонала от организации.

В рамках данной модели все усилия руководства организации направлены на обеспечение средств, которые должны быть направлены на выплату заработной платы и различных материальных поощрений. Данная модель также предполагает наличие и реализацию различных программ поощрения сотрудников, чаще всего такие программы направлены на финансовую поддержку занятий спортом сотрудников, лечение, различные психологические семинары. Также важно отметить, что для работников с детьми также предусмотрены льготы.

Практическая реализация данной модели приводит к снижению текучести кадров, снижению средств, связанных с оплатой больничных, подготовкой, переподготовкой и подбором кадров. Основным недостатком данной модели является то, что трудовые возможности большинства работников находятся на грани потенциальных их возможностей.

Замечание 1

Важно отметить, что данная модель может быть использована только при условии наличия не амбициозных сотрудников, которые имеют большие семьи и нуждаются в стабильности. Для нашей страны данная модель чаще всего не применяется, поскольку для работников наблюдается низкая дисциплинированность и высокая ориентация на получение различных льгот.

Таким образом, происходит сокращение производительности труда, а также рост числа сотрудников, необходимых для производства единицы продукции.

Поддерживающая модель

Рассматривая особенности данной модели, можно говорить о том, что в ее основе лежит принцип поддерживающих взаимоотношений, сформированный Р. Ликертом.

Также в рамках данной модели уделяется значительное внимание следующим вопросам:

  • лидерство;
  • качество психологического климата;
  • индивидуальный рост каждого сотрудника;
  • соблюдение интересов сотрудников и их согласованность с интересами самой организации.

Основой задачей руководства является поддержка усилий работников, связанных с качественным выполнением различных задач, а не ориентация их на получение различных льгот и преференций. Поддерживающая модель организационного поведения не требует использования значительного объема денежных средств, поскольку менеджер осуществляет свои функции за счет общения с сотрудниками.

Таким образом, роль руководителя связана с оказанием различной помощи сотрудникам при решении различных проблем в процессе их трудовой деятельности.

Замечание 2

Рассмотрев данную модель, можно говорить о том, что она может активно применяться на отечественных предприятиях, тем самым повышая эффективность их деятельности.

Коллегиальная модель

Данная модель связана с поддержанием партнерских отношений между сотрудниками, которые объединяются в группы и достигают совместных целей. Ее применение возможно в организациях, которые активно используют творческий потенциал своих сотрудников. Это обосновывается тем, что организации с коллегиальной моделью организационного поведения предоставляют своим работникам значительную свободу действий.

Замечание 3

В качестве наиболее важной особенности исследуемой модели является формирование между сотрудниками некоторого чувства партнерства, а также ощущения свой важности. Также в качестве особенности можно выделить ориентацию руководства на командную работу, в которой руководитель выступает бизнес-тренером.

Применение данной модели позволяет сформировать среди сотрудников чувства ответственности за результат своей деятельности за счет ощущения необходимости высокого качества свой работы. С точки зрения психологии создаются условия для высокой самодисциплинированности сотрудников, поскольку у каждого из работников формируются индивидуальные границы своего поведения. По итогам своей работы сотрудники испытывают чувство исполненного долга, понимание важности своей работы. Таким образом, можно говорить о повышении энтузиазма работы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :