Рассматривая сущность моделей корпоративного управления, можно говорить о том, что они связаны с построением системы, позволяющей реализовать все интересы собственников бизнеса и инвесторов. Данная модель включает в себя все управленческие элементы.
В наиболее общем виде модель корпоративного управления представляет собой открытую систему, связанную. с определенными наборами ресурсов, которыми обладает предприятие. В практике деятельности различных предприятий выделяется несколько основных моделей корпоративного управления, которые следует рассмотреть более детально.
Основой англо-американской модели корпоративного управления является внимание к ответственности сотрудников перед советом директоров. Также для данной модели характерно наличие влияния на эффективность контроля со стороны инвесторов корпорации.
Важно отметить, что при ограниченном числе акционеров они могут быть частью системы управления, что позволяет вырабатывать наиболее эффективные методы контроля. При значительном числе акционеров привлекаются внешние директора, которые не должны быть никак связаны с управляющим звеном компании.
Отличительной характеристикой англо-американской модели корпоративного управления является наличие в совете директоров постоянно действующих комитетов, которые разрабатывают различные рекомендации в области принятия управленческих решений.
Обязательным комитетом является комитет по аудиту и вознаграждениям. Данное требование сформировано Американской комиссией по ценным бумагам. При отсутствии данного комитета компания не допускается к листингу на фондовом рынке.
Необходимо также выделить положительные моменты применения американской модели корпоративного управления, среди которых:
Еще одной моделью корпоративного управления является германская модель, которая характерна для государств центральной Европы и Скандинавии. В основе данной модели лежит социальное взаимодействие всех звеньев компании. При решении различных вопросов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности корпорации, принимают участие все заинтересованные стороны.
В качестве достоинств немецкой модели управления можно выделить:
В наиболее простом варианте немецкая модель корпоративного управления представляется как закрытая система, сформированная на основе коммерческого банка. Сравнивая данную модель с англо-американской, можно говорить о том, что она слабо ориентирована на фондовые рынки, а, следовательно, и на цену акций компании. Это обосновывается тем, что в основе модели лежит самостоятельный контроль за конкурентоспособностью предприятия.
Развитие японской модели корпоративного управления связано с влиянием японской культуры и социально-экономических условий данной страны. В основе модели лежат принципы социального единства корпоративного управления, а также зависимость его элементов друг от друга.
Исследовав данную модель, можно говорить о том, что она существенно отличается от англо-американской и немецкой. Основные отличия могут быть сформулированы следующим образом:
В качестве особенностей японской модели корпоративного управления, можно также выделить ведущую роль личностных отношений в управляющем звене компании. Наличие таких взаимоотношений позволяет обеспечить обмен знаниями и опытом. При этом все отношения в корпорации основываются на партнерстве, что сокращает риск конфликтов внутри организации. За счет высокой мотивации сотрудников достигаются высокие результаты корпорации, что позволяет говорить о ее предпочтительности.
Также данная модель характеризуется низкой вероятностью финансовой несостоятельности предприятий, что создает условия для стабильной работы.
Исследуя японскую модель корпоративного управления, можно выделить следующие ее преимущества:
Несмотря на то, что японская модель корпоративного управления является одной из наиболее эффективных в мире, она имеет свои недостатки, среди которых выделяются:
Можно говорить о том, что данная модель корпоративного управления компанией связана с формированием закрытой корпоративной системы, основанной на жестком контроле финансовых организаций.
Рассматривая отечественную модель корпоративного управления, можно говорить о том, что она еще развивается. Началом ее развития считается 2000 год, когда на предприятиях начали активно внедряться кодексы корпоративного управления, а также создавался Национальный совет по корпоративному управлению. Данные события оказали существенное влияние на развитие корпоративного управления, однако их эффективность наблюдалась только до 2008 года, после которого многие корпорации начали уделять значительное внимание на укрепление своего финансового состояния. Это замедлило развитие корпоративного управления в нашей стране, но после 2014 года происходит усиление внимания к формированию отечественной модели, основой которой становится опыт развитых стран.