Формирование корпоративной культуры


Формирование корпоративной культуры

Процесс формирования корпоративной культуры в организации

В общем виде процесс формирования корпоративной культуры включает в себя несколько этапов.

Также при ее создании руководство фирмы должно соблюдать ряд принципов, к которым можно отнести:

  • принцип понимания значения организационной культуры, которая должна отображать на только отношения между персоналом, но и все представления данной структурной компоненты организации;
  • принцип первоочередности определения всех ценностей и философии компании, а также определять ценности, приемлемые для компании;
  • принцип историчности, который заключается в том, что невозможно манипулировать культурой организации в краткосрочном периоде, одна должна формироваться годами и сама определять характер производственной системы;
  • принцип отрицания силового воздействия, заключающийся в отсутствии навязывания культуры организации с помощью силовых методов;
  • принцип комплексной оценки, означающий что при определении воздействия организационной культуры на эффективность работы персонала организации требуется использование комплексного подхода.

Первым этапом создания корпоративной культуры в организации является определение миссии, стратегии развития, основных целей и системы ценностей предприятий сервиса и туризма. Для того чтобы организационная культура повышала эффективность работы таких предприятий, она должна полностью отражать стратегию и миссию.

Вторым этапом при формировании и реформировании организационной культуры, которая уже существует в организации, является анализ и выявление сильных и слабых сторон культуры организации.

Третьим этапом формирования организационной культуры является формирование плана мероприятий, который бы позволил развивать сильные стороны предприятий сервиса и туризма, а также нивелировать слабые. Именно на данном этапе практически всех работников организации привлекают к участию в различных корпоративных мероприятиях, а также линейным руководством разъясняются нормы поведения.

Четвертым этапом формирования организационной культуры в организациях сервиса и туризма является реформирование уже существующей культуры в сторону желаемой, а также исключение негативных ценностей.

Пятым этапом является оценка проведенных изменений корпоративной культуры и внесение всех требуемых поправок.

Методы формирования корпоративной культуры организации

Исследуя методы формирования корпоративной культуры в организации, можно говорить о том, что чаще всего они совпадают с методами ее изменения. Наиболее важные различия проявляются через этапы, цели и технологии применения методов.

В научных работах по исследуемому вопросу выделяется несколько основных групп методов формирования корпоративной культуры. Среди таких групп можно выделить:

  • формальное и неформальное лидерство;
  • организационно-управленческие методы;
  • методы, которые тесно связаны с воздействием на создание и поведение персонала.

В рамках каждой из представленных выше групп выделяются отдельные методы, которые позволяют качественно и своевременно сформировать корпоративную культуру в организации

Исследуя первую из представленных выше групп методов, можно говорить о том, что в нее включаются: выбор наиболее эффективного стиля руководства;

  • внимание к различным аспектам работы подчиненных;
  • реакция и поведение руководителя в различных конфликтных ситуациях;
  • наличие образцов поведения.

Вторая группа методов связана с наличием официально оформленных миссии и стратегии развития организации. Наиболее важными методами формирования корпоративной культуры здесь являются

  • формирование кодекса поведения сотрудников;
  • создание различных должностных инструкций и регламентов;
  • предоставление сотрудникам скидок на товары и услуги организации, в которой они работают;
  • создание общественной профсоюзной организации и т.д.

Третья группа методов формирования корпоративной культуры является одной из наиболее обширных. В нее включаются:

  • формирование в организации различных артефактов и атрибутов;
  • создание в организации СМИ;
  • коммуникации и межличностные взаимодействия;
  • обучение;
  • воспитание и т.д.

Данные методы активно применяются в практике деятельности практически всех современных предприятий, что позволяет говорить об их эффективности на практике.

Другие методы формирования корпоративной культуры в организации

В исследованиях по вопросу формирования корпоративной культуры в организациях выделяется также ряд других подходов. Рассмотрим их более детально. Первым подходом, который хотелось бы отметить, является подход Т.Н. Ломтевой, которая в качестве основных групп методов формирования корпоративной культуры выделяет:

  • экспозиционные методы;
  • управленческие методы;
  • поисковые методы.

Данные методы направлены не только на формирование корпоративной культуры в организации, но и позволяют обеспечить необходимый уровень ее эффективности.

Также интересный подход к определению методов формирования корпоративной культуры представлен в трудах С.И. Змеева, который выделяет:

  • методы, связанные с проблемным подходом к организации корпоративной культуры;
  • методы программирования и имитационного моделирования;
  • интерактивные методы, которые связаны с популяризацией корпоративной культуры организации за счет внутренних СМИ.

Представленные выше группы методов систематизированы учеными на основе анализа практики формирования корпоративной культуры в организациях различного типа. В каждой группе выделяются отдельные методы, которые имеют не универсальный характер и могут быть применены только при наличии конкретных условий в организации. Ярким примером здесь является имитационное моделирование, которое будет наиболее эффективным только для организаций, имеющих большое число сотрудников.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :