В общем виде процесс формирования корпоративной культуры включает в себя несколько этапов.
Также при ее создании руководство фирмы должно соблюдать ряд принципов, к которым можно отнести:
Первым этапом создания корпоративной культуры в организации является определение миссии, стратегии развития, основных целей и системы ценностей предприятий сервиса и туризма. Для того чтобы организационная культура повышала эффективность работы таких предприятий, она должна полностью отражать стратегию и миссию.
Вторым этапом при формировании и реформировании организационной культуры, которая уже существует в организации, является анализ и выявление сильных и слабых сторон культуры организации.
Третьим этапом формирования организационной культуры является формирование плана мероприятий, который бы позволил развивать сильные стороны предприятий сервиса и туризма, а также нивелировать слабые. Именно на данном этапе практически всех работников организации привлекают к участию в различных корпоративных мероприятиях, а также линейным руководством разъясняются нормы поведения.
Четвертым этапом формирования организационной культуры в организациях сервиса и туризма является реформирование уже существующей культуры в сторону желаемой, а также исключение негативных ценностей.
Пятым этапом является оценка проведенных изменений корпоративной культуры и внесение всех требуемых поправок.
Исследуя методы формирования корпоративной культуры в организации, можно говорить о том, что чаще всего они совпадают с методами ее изменения. Наиболее важные различия проявляются через этапы, цели и технологии применения методов.
В научных работах по исследуемому вопросу выделяется несколько основных групп методов формирования корпоративной культуры. Среди таких групп можно выделить:
В рамках каждой из представленных выше групп выделяются отдельные методы, которые позволяют качественно и своевременно сформировать корпоративную культуру в организации
Исследуя первую из представленных выше групп методов, можно говорить о том, что в нее включаются: выбор наиболее эффективного стиля руководства;
Вторая группа методов связана с наличием официально оформленных миссии и стратегии развития организации. Наиболее важными методами формирования корпоративной культуры здесь являются
Третья группа методов формирования корпоративной культуры является одной из наиболее обширных. В нее включаются:
Данные методы активно применяются в практике деятельности практически всех современных предприятий, что позволяет говорить об их эффективности на практике.
В исследованиях по вопросу формирования корпоративной культуры в организациях выделяется также ряд других подходов. Рассмотрим их более детально. Первым подходом, который хотелось бы отметить, является подход Т.Н. Ломтевой, которая в качестве основных групп методов формирования корпоративной культуры выделяет:
Данные методы направлены не только на формирование корпоративной культуры в организации, но и позволяют обеспечить необходимый уровень ее эффективности.
Также интересный подход к определению методов формирования корпоративной культуры представлен в трудах С.И. Змеева, который выделяет:
Представленные выше группы методов систематизированы учеными на основе анализа практики формирования корпоративной культуры в организациях различного типа. В каждой группе выделяются отдельные методы, которые имеют не универсальный характер и могут быть применены только при наличии конкретных условий в организации. Ярким примером здесь является имитационное моделирование, которое будет наиболее эффективным только для организаций, имеющих большое число сотрудников.