Оценка корпоративной культуры


Оценка корпоративной культуры

Сущность корпоративной культуры

Рассматривая сущность корпоративной культуры, можно говорить о том, что она определяется в работах различных ученых. В соответствии с определением А.Н. Занковского корпоративная культура представляет собой определенное программное обеспечение или смысловое поле, которое позволяет сформировать определенное направление поведения сотрудников.

Другое определение представлено в работах Д.В. Львова, который под корпоративной культурой понимает целостную систему событий и процессов, которые связаны с различными экзистенциальными состояниями персонала, а также декларируются установленными нормами и ценностями. В соответствии с мнением С.А. Михайлиной корпоративная культура представляет собой целостный комплекс некоторых знаний, навыков и верований, которые должны быть разделены всеми сотрудниками организации, что позволит обеспечить достижение общих целей деятельности организации.

Определение 1

Таким образом, корпоративная культура может рассматриваться как целостная система норм и правил, существующих в организации. При этом корпоративная культура оказывает существенное влияние и на жизненный цикл предприятия.

Данное влияние может быть оценено на основе следующих факторов:

  • мотивации персонала при формировании команд;
  • система отношений внутри организации;
  • наличие устойчивых норм и принципов деятельности, которые разделяются всеми сотрудниками организации.

Оценка корпоративной культуры

Рассматривая практику оценки корпоративной культуры, можно говорить о том, что на практике применяется различное число методик и практик оценки. Наибольшего внимания среди них заслуживает комплексная система оценки корпоративной культуры, которая включает в себя следующие этапы:

  • формирование типологических характеристик корпоративной культуры;
  • анализ уровня ее развития;
  • выявление наиболее важных индивидуальных особенностей корпоративной культуры предприятия;
  • расчет индекса корпоративной культуры.

Также в рамках оценки корпоративной культуры применяется методика диагностического анализа, который проводится по двум наиболее важным направлениям:

  • оценка развития существующей корпоративной культуры с использованием методики экспертно-аналитического подхода. Здесь выделяются особенности корпоративной культуры, ее профиль и наиболее важные ценности, лежащие в ее основе;
  • оценка организационной динамики корпоративной культуры на основе социологического исследования мнения сотрудников организации.

Данный метод позволяет не только провести качественную оценку корпоративной культуры, но и выявить дальнейшее тенденции ее развития.

Матрица профилей корпоративной культуры

Применение данного метода оценки корпоративной культуры связано с необходимостью оценки силы ее влияния на поведение персонала предприятия. Реализация данного метода на практике связано с анализом определенных параметров корпоративной культуры. Среди таких параметров можно выделить:

  • уровень принятия сотрудниками предприятия ценностей, декларируемых в корпоративной культуре;
  • участие персонала организации в процессе оптимизации деятельности предприятия и реформирования отдельных положений корпоративной культуры. Так, благодаря матрице профилей корпоративной культуры существуют возможности проведения оценки ее уровня для предприятий разных размеров, организационного-правовых форм и отраслей. Это обосновывается тем, что данная методика позволяет проанализировать определенные, заранее выбранные параметры, присущие любой организации с корпоративной культурой. По итогам анализа данных параметров корпоративная культура может быть отнесена к одному из типов:
  • слабая корпоративная культура, для которой характерно отсутствие четко определенных ценностей и убеждений, нет корпоративных ритуалов, а также существуют проблемы межличностного общения между сотрудниками;
  • средняя корпоративная культура, в которой уже существуют определенные ценности и нормы поведения, также наблюдаются конкретные методы управления;
  • сильная корпоративная культура, для которой наблюдаются все основные качественные характеристики, существует корпоративная философия, а сотрудники сознают ценности организации и понимание личностной принадлежности к организации.

Рассматривая среднюю корпоративную культуру, можно говорить о том, что она включает в себя два подвида:

  • средняя корпоративная культура с высокой степенью разделяемости. Для данного подвида корпоративной культуры наблюдается четко сформированная система ценностей, которая принимается всеми сотрудниками организации. Однако, здесь существует низкая эффективность коммуникаций между сотрудниками и системой управления;
  • средняя корпоративная культура с высокой степенью интеграции. Здесь наиболее важным является использование целостного механизма разделения полномочий между руководителями и подчиненными, а также активное участие персонала в процессе принятия управленческих решений. При этом система ценностей и стандартов поведения персонала не разделяется всеми сотрудниками организации.

Также в рамках построения матрицы профилей корпоративной культуры применяется инструмент структурно-факторного анализа отдельных ее элементов. Чаще всего в рамках данного инструмента превалирующим является метод бальных оценок.

По итогам построения описанной выше матрицы формируются основные тенденции и проблемы развития корпоративной культуры в организации. Наиболее часто встречающимися проблемами бывают:

  • отсутствие четкого понимания корпоративной культуры и ее сущности среди всех сотрудников организации;
  • неудовлетворительное состояние самой корпоративной культуры в организации;
  • отсутствие эффективного механизма мотивации персонала.

В заключение необходимо отметить, что все рассмотренные методы оценки корпоративной культуры являются достаточно универсальными, что повышает их практическое использование.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :