Исследование корпоративной культуры


Исследование корпоративной культуры

Определение необходимости исследования корпоративной культуры организации

Рассматривая практику деятельности многих отечественных и зарубежных предприятий, можно говорить о том, что активно применяются различные методы и инструменты анализа и оценки эффективности корпоративной культуры в организации.

Определение потребности в исследовании корпоративной культуры связано с необходимостью проведения серьезных изменений в области управления предприятием. При этом такие изменения могут происходить, как во внутренней среде предприятия, так и во внешней.

В качестве основных критериев, которые отражают необходимость проведения исследования корпоративной культуры в организации можно выделить:

  • Компания, анализирующая корпоративную культуру, должна находится в процессе перехода от механического к органическому росту;
  • Существуют объективные необходимости в расширении деятельности организации или создания условий для выхода на новые рынки;
  • В процессе интеграции нескольких предприятий возникает потребность в формировании целостной корпоративной культуры, учитывающей особенности всех предприятий;
  • В процессе развития предприятия наблюдается необходимость формирования программы поддержки различных изменений;
  • Для организации наблюдается ряд процессов, которые не понятны руководителям и проводя к различным дисфункциональным последствиям;
  • Существуют объективные потребности в оценке эффективности тех или иных программ развития предприятия.

Если в организации уже проводятся или проводились какие-либо исследования корпоративной культуры необходимо создать целостную систему анализа, который должен проводится регулярно. Таким образом создаются условия для анализа показателей развития корпоративной культуры в динамике.

Процесс проведения исследования корпоративной культуры организации

Чаще всего по итогам исследования корпоративной культуры формируется система показателей, отражающих эффективность функционирования корпоративной культуры в организации. Также данные показатели могут включать в себя основные данные относительно эффективности психологического климата в организации и качества коммуникационного пространства.

Рассматривая практику проведения анализа корпоративных культур в России и в мире, можно говорить о том, что он включает в себя несколько основных блоков, которые необходимо исследовать более детально.

Первый блок отражает степень лояльности и удовлетворенности сотрудников своей деятельности в организации.

В рамках данного блока анализируются следующие направления:

  • Степень идентификации работника с компанией;
  • Уровень личностной удовлетворенности персонала своей профессиональной деятельностью, в том числе и по различным направлениям;
  • Показатели текучести кадров, активно применяемые в рамках анализа кадрового потенциала любой организации;
  • Анализ наиболее часто встречающихся причин увольнений сотрудников;
  • Эффективность реализации личности в рамках своей деятельности в организации.

Второй блок аналитических процедур позволяет провести анализ и оценку всем коммуникационным каналам и степени информированности сотрудников о тех или иных изменениях в организации.

Данный блок также отражает следующее:

  • Степень информированности персонала о деятельности организации и будущих изменениях в них;
  • Уровень доверия персонала к предоставляемой информации;
  • Качество работы всех информационных каналов в совокупности, а также анализ эффективности каждого из них;
  • Степень готовности персонала предприятия к участию в коммуникационных процессах.

Третий блок отражает эффективность корпоративной культуры и внутреннего психологического климата в организации.

В рамках данного блока исследуются:

  • Степень и качество восприятия сотрудниками различных организационных изменений;
  • Психологическая обстановка в организации или отдельных ее подразделениях;
  • Тип корпоративной культуры и эффективность различных корпоративных мероприятий;
  • Имидж предприятия, как работодателя.

Таким образом представленные блоки исследования корпоративной культуры позволяют определить наиболее эффективные и важные направления дальнейшего ее развития в организации, а также выявить наиболее сильные, по мнению сотрудников и экспертов, элементы.

Особенности изменения отдельных показателей эффективности корпоративной культуры

Корпоративная культура, являясь нематериальным объектом, достаточно сложно измеряема на основе количественных показателей. В процессе анализа корпоративной культуры исследователь должен определить методику и технологию исследования, а также выявить потребности той или иной организации.

Чаще всего применяются следующие методы:

  • Фронтальный опрос персонала;
  • Глубинное интервью;
  • Метод фокус-групп;
  • Каинетное исследование.

По итогам проведения данных процедур аналитиком подготавливается полный отчет о выявленных достоинствах и недостатках существующей корпоративной культуры, а также создается система мер, направленных на повышение ее эффективности.

В процессе выбора технологии проведения исследования необходимо определить основные его параметры. Это означает что руководство предприятия может потребовать проведения сжатого по времени исследования или исследования только отдельных аспектов корпоративной культуры. Также в процессе проведения анализа особое внимание необходимо уделять инициативным сотрудникам, поскольку именно их мнение будет наиболее достоверным и честным.

Основными проблемами, с которыми сталкивается исследователь при изучении корпоративной культуры могут быть:

  • Струдники понимают, что предлагаемые им анкеты не отражают основных проблем, характерных для предприятия;
  • Персонал предприятия считает, что проводимое исследование не влияет на решения руководства;
  • Инструмент проведения исследования воспринимается как один из способов достижения руководством своих целей;
  • Существуют реальные сомнения относительно обратной связи от руководства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :