Информационный менеджмент


Информационный менеджмент

Понятие и сущность информационного менеджмента

Определение 1

В наиболее общем виде под информационным менеджментом понимается процесс управления различными информационными ресурсами предприятия, процессы создания и использования информации, а также оценка ее влияния на эффективность деятельности экономического субъекта.

Замечание 1

Отдельными исследователями информационный менеджмент рассматривается как профессиональная деятельность отдельных сотрудников организации, итогом которой являются информационные ресурсы.

При этом качество информационного менеджмента находится в прямой зависимости с эффективностью управления всем предприятием в целом. Исследуя систему информационного менеджмента, можно говорить о том, что он представляет собой комплексную категорию, поскольку включает в себя средства достижения участников рынка информации относительно деятельности организации, а также формирование различных коммуникаций внутри самой организации.

Основными компонентами информационного менеджмента являются:

  • документальное оформление информации;
  • сотрудники организации;
  • различные технические и программные средства обеспечения информационных потоков в организации;
  • локальные нормативно-правовые акты, которые позволяют урегулировать отношения между персоналом организации.

Таким образом, можно говорить о том, что информационный менеджмент является достаточно масштабным понятием, которое значительно шире, чем управление документооборотом. Это обосновывается тем, что информационный менеджмент связан не только с самой информацией, но и со всей информационной деятельностью, протекающей внутри организации.

Наиболее важной целями информационного менеджмента являются обеспечение эффективного планирования функционирования экономического субъекта, снижение временных затрат, необходимых для принятия различных управленческих решений, повышение конкурентоспособности предприятия и производительности труда персонала.

Особенности применения информационного менеджмента на предприятия

Исследуя практику применения информационного менеджмента в современных организациях, можно говорить о том, что особое значение он приобретает в организациях, для которых характерно наличие следующих характеристик:

  • производство и реализация различных программных продуктов и программного обеспечения;
  • предприятия, активно применяющие в своей деятельности различные информационные системы;
  • организации, функционирующие в области IT-консалтинга.

При этом важно отметить, что в зависимости от наличия тех или иных характеристик зависят информационно-коммуникационные технологии, которые применяются на предприятии.

Наиболее важными отраслями, в которых активно применяются отдельные элементы информационного менеджмента или формируются целостные системы управления информационными ресурсами, являются:

  • сбыт продукции предприятия. Необходимость эффективного управления информацией в данной сфере деятельности предприятия обосновывается тем, что наиболее важным условием конкурентоспособности современных организаций является своевременное и качественное донесение информации до конечных потребителей, а также создание наиболее эффективного процесса коммуникации между самим предприятием и конечными потребителями его продукции. В данном разрезе наиболее важным элементом информационного менеджмента становятся различные рекламные коммуникации, которые позволяют превращать пассивных потребителей в активных;
  • связи с общественностью представляют собой одно из наиболее важных направлений применения информационного менеджмента, что обосновывается необходимостью формирования наиболее приемлемого для предприятия имиджа в глазах потребителей.

При этом нельзя не отметить, что кроме связей с внешней средой информационный менеджмент оказывает существенное влияние на внутреннюю среду предприятия. Рассматривая практику деятельности многих отечественных и зарубежных предприятий, можно говорить о том, что роль информационного менеджмента особо ярко проявляется в процессе управления логистикой и производством предприятия.

Функции и структура информационного менеджмента

Практика деятельности современных организаций позволяет говорить о том, что информационный менеджмент представляет собой неотъемлемую часть современного управления.

В связи с этим можно выделить следующие его функции:

  • создание целостной организационной и технологической среды, которая позволила бы обеспечить наиболее эффективное функционирование информационной системы предприятия;
  • обеспечение внедрения инновационных технологий в различные сферы деятельности организации;
  • управление персоналом, задействованным в процессе информационного обеспечения деятельности предприятия;
  • планирование деятельности предприятия;
  • управление капиталом предприятия, причем как материальным, так и нематериальным;
  • создание целостного комплекса управления информационной безопасностью экономического субъекта.

Рассматривая практику реализации информационного менеджмента на современных организациях, можно говорить о том, что он имеет свою собственную структуру, которая формируется за счет:

  • стратегической подсистемы;
  • аналитической подсистемы;
  • технологической подсистемы.

Стратегическая подсистема информационного менеджмента позволяет сформировать основные положения информационной политики организации, а также создать условия для ее реализации в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Аналитическая подсистема позволяет исследовать основные потребности в информации, ее качество, эффективность работы персонала и поступающей информацией и т.д.

Необходимость технологической подсистемы, как части информационного менеджмента предприятия, обосновывается тем, что она позволяет обеспечивать оперативное управление информацией, а также качественную ее обработку распространение и хранение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :