Этапы развития философии культуры


Этапы развития философии культуры

Определение 1

Философия культуры – это отрасль философского научного знания, где культура рассматривается как целый многогранный сложный феномен.

Это научное направление возникло сравнительно недавно. Но предпосылки, способствующие формированию и развитию данного направления, уходят корнями в философские учения античности. Поэтому нам представляется интересным рассмотреть более подробно этапы развития данной научной отрасли. Ученые философы-культурологи выделяют три основных периода развития.

  • Становление философии культуры – период Античности – XVII век.
  • Классическая модель культуры. Культура как самостоятельный предмет философского исследования – XVII – XIX века.
  • Постклассическая модель культуры. Культура как многогранный феномен философских исследований – XX век.

Становление философии культуры. Период Античности

Эпоха Античности характеризуется мифологическим мировоззрением. Сознание древнего человека воспринимает все происходящее вокруг как божественное провидение. Все в мире подчинено воле богов. И себя и свои качества, умения, способности человек понимает как божественное предназначение. Поэтому в эпоху античности человек не мыслится отдельно от всеобщего природного процесса.

Мышление древнего человека осуществлялось по космоцентрической модели, что предполагало строгое следование установленному неизменному порядку вещей согласно мировому закону. Человеческие законы являются своеобразным продолжением природных, а природа вбирает в себя все человеческое, в том числе творческую деятельность. Поэтому в философии того времени мир культуры был неотъемлемой частью природы и никак не обособлялся в сознании мыслителей.

Кроме того, была еще одна причина, препятствующая осмыслению культурного начала в жизни античного общества. Она состояла в идее вечного возвращения, т.е. в эпоху Античности будущее понималось как прошлое, перспектива было то же самое, что и ретроспектива. Но в учении Гессиода уже прослеживается грань между миром природы и миром человека. Эта грань определялась нравственностью. Именно нравственность в античности воспринималась как главное человеческое качество, главная отличительная черта человека от животного. Именно это отличие ляжет в основу понимания культуры.

Замечание 1

В греческой древней науке этому понятию соответствовало слово пайдейя, что означает воспитание согласно народным традициям. Следование традициям общества было особенно важно, так как процесс воспитания мыслился как естественный природный процесс.

Античной науке характерно несколько направлений философской мысли касаемо культуры. Так, решение вопроса культуры предлагает Софист Протагор (V век до н.э.). Он писал, что софист должен заниматься воспитанием своих учеников, стремиться развивать в них духовную культуру, воспитывать нравственность, развивать способности ума. Целью образования он определяет учение эффективному управлению домашними делами, а также учение приносить пользу государству. Софисты четко разделяли мир на природный и мир, созданный руками, волей и разумом человека, которые находятся в постоянном взаимодействии. А человека в этом мире они рассматривали как центр Космоса, мироздания, который обладает огромным потенциалом и способен влиять на Вселенную. И высшей ценностью в софистском учении является человек и мир, созданный человеком.

В философии Платона природное и нравственное начало гармонизируется. Государство выступает критерием всех ценностей, а слова индивид и гражданин являются синонимами. Платон считал, что устройство быта, традиции, государственность – это естественное природное продолжение в силу чего оно справедливо и создано для гармонии жизни человека.

В философии киников феномен нравственности, культуры воспринимается критично. Они считали, что человеку нужно возвратиться к истокам своего существования, к миру природы. Ученики Аристотеля поддерживают развитие культуры, делая акцент на воспитание. Они называют главным признаком знатока способностью научить.

В Древнем Риме появляется термин культура, что в переводе с латинского означает «возделывание, обработка почвы». Цицерон как яркий мыслитель этого времени в своем трактате «Тускуланские беседы» говорит о том, что ум человека так же, как и почва, нуждается в обработке и возделывании. Он считает, что совершенствование ума это призвание свободного человека, что этот процесс способствует стать римлянину первым среди мужей.

Таким образом, в философии Древней Греции и Древнего Рима мы находим первые свидетельства зарождения научной мысли относительно культуры.

Становление философии культуры. Средние века

В Средние века на смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное мировоззрение. Религия проникает во все сферы человеческой деятельности, подчиняя общественный уклад церковным канонам. Человек мыслится как существо более высшего порядка, чем весь мир, потому что человек создан богом. Божественная воля органически сочетается с волей собственной. На смену циклической модели времени проходит линейная. Человек воспринимается слабым существом, подверженный порокам, но путем работы над своим духом, душой человек может обрести силу. Пути духовного совершенствования сосредоточены в заветах Библии. Таким образом, в Средние века культура выступает как форма общения Бога и человека.

Замечание 2

Термина культура также не существует. Это понятие в Средние века соотносится с понятием культа, который определяется верой, а культ формирует миропонимание, из чего в последующем возникает представление о культуре.

Классическая модель культуры - XVII – XIX века

Эпоха Возрождения – это расцвет всех областей науки и культуры, что имеет отношение и к философии. В это время в философии культуры сформировались главные черты этого периода развития:

  1. Человек мыслится как высшее существо, так как наделен разумом.
  2. Основу мировоззрения составляет жизнеутверждающее начало.
  3. Средневековой модели человека-созерцателя противопоставляется ренессансная модель человека-преобразователя.
  4. В основе Ренессанса лежит философский гуманистический неоплатонизм.
  5. Трансформируется понимание истории и отношение ко времени. Время начинает осмысляться в реальности своего течения, а история связывается с деятельностью реальных лиц.
  6. Возникает понятие индивидуальности.
  7. Переосмысляется наследие эпохи Античности.
  8. Признается бессмертие души.

Переход к новому витку развития философии осуществился в результате изменений в понимании мира. Во-первых, земля стала мыслиться лишь небольшой частью громадного космоса. Во-вторых, процесс познания приобретает четкую цель – освоение, изменение мира. В-третьих, человек становится свободен от божественного провидения и сам отвечает за свое существование. В это время происходит переосмысление понимания культуры в эпохи Античности и Средних веков. Понятие культуры в это время включает в себя способность человека к духовному творческому развитию. В философии XVIII века понятия природа и культура противопоставлены. Жан-Жака Руссо (1712-1778) считал, что рождаясь, человек есть идеальное блаженное существо, свободное в своей воле, а культура отбирает эту свободу, ограничивая человека рамками.

Противоположных взглядов придерживались И. Гердер, В. Гумбольдт, утверждая, что культура – ступень в совершенствовании человека. Немецкие философы приходят к заключению, что между природой и культурой не может быть гармонии. В понятие культуры немецкие просветители вкладывали человеческую свободу, которую человек сам себе создает, путем своего собственного мира, а религия, язык, наука выступают как составные компоненты этого мира. На этой основе формируется классическая модель культуры, ориентированная на гуманизм, историзм, рационализм.

Постклассическая модель культуры - XX век

XX век в развитии философии культуры характеризуется формированием новой постклассической модели культуры. Одним из главных философских течений этого периода становится иррационализм, заключающийся в убеждении, что в основе основ лежит не рациональное, не разум, а иррациональное, бессознательное. На первый план выходят интуиция, воображение, инстинкты. Яркими представителями этого направления являются А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др. Позитивизм – такое же яркое философское направление этого времени, в основе которого лежит постулат о том, что источник подлинного знания находятся в эмпирических науках. Основателем позитивизма является О. Конт. В рамках постклассической модели культуры развивается еще одно философское направление, в котором жизнь мыслиться как целостный творческий процесс. Представителями этого направления являются Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер. Центральным аспектом изучений и исследований становится жизнь, которую можно познать только эмпирическим путем, путем переживания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :