Массовая культура – это культурное явление, ставшее особенно популярно в XX-XXI веках и предполагающее специфическое духовное производство, ориентируемое на среднего потребителя и имеющего возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Массовая культура – это культура повседневной жизни, транслируемая по всем доступным каналам связи.
Возникновение массовой культуры связывается с переходом от ручного труда к промышленному, с развитием науки и техники, а также с процессами урбанизации и глобализации.
Массовая культура появляется как альтернатива практически утраченной народной культуры. В массовой культуре исследователи видят только начинающих формироваться новый тип культуры – городской. Вместе с тем, массовая культура – это культура, на данном этапе развития общества, политических и экономических структур.
Посредством массовой культуры происходит стабилизация общества, формирование определенного уровня сознания граждан, моделей их поведения, особенности их миропонимания. Массовая культура создает в сознании людей несуществующие идеалы вымышленного мира, тем самым зомбируя сознание.
Человек забывает о свих реальных потребностях, влекомый модой потребления, остается за гранью реализации его реальных потенциал, что ведет в депрессиям, неудовлетворенности жизнью.
Продукция массовой культуры – это быстрый способ получения удовольствия. Ее содержание примитивно, основано только на занимательности сюжетов, проблематика присутствует, но в достаточно усеченном виде.
Массовая культура – это культура с преобладающей материальной составляющей в своей основе.
Массовая культура находится в постоянном взаимодействии с элитарной в том плане, что черпает из высокой ниши новые идеи, темы, знания и превращает их в продукты массового потребления, адаптируя сложные художественные формы элитарной культуры к более приземленным и доступным для обыденного сознания граждан. Но здесь не следует считать, что массовая культура – полностью низовая культура.
По оценкам современных специалистов, массовая культура в процессе культурного развития общества также обогащается и сейчас продукты массовой культуры можно отнести не к низовой культуре, а к мидкультуре, т.е. среднему ее уровню.
Массовая культура здесь выступает неким посредником между элитарной культурой, доступной только людям подготовленным, народной культурой и обществом в целом. Массовая культура приобщает к культуре большое количество людей, что позволяет людям ориентироваться в современном мире.
Массовая культура задает векторы развития элитарной культуре в каком-то смысле, так как оперативно фиксирует имеющиеся в обществе ориентации и умонастроения.
Массовая культура – это естественная форма существования культуры на современном этапе развития общества. Она отражает мировоззрение людей, идеалы, предпочтения, мотивы, цели – все то, на чем основывается мировоззренческая модель людей. Отсюда можно заключить, что значимость продуктов массовой культуры состоит в способности выразить настроения эпохи языком своего времени.
Чтобы разобраться, в чем состоит особенность массовой культуры, необходимо выяснить каким образом происходит процесс превращения того или иного феномена в продукт массовой культуры.
Здесь центральное место анализа отводится понятию массы.
Данное понятие стоит особняком во всем многообразии понятий большого множества людей:
Последние имеют четкую разработанность в десятках тысяч исследований. Понятие массы такой четко структурированной научно основы не имеет, не смотря на то, что данное понятие было очень распространено в XX веке, а коннотативные его свойства имели большой маятник оценочных градаций: от сугубо отрицательных до полностью положительных.
Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип».
Известный исследователь Д. Белл в своей книге «Конец идеологии» (1960) дает несколько трактовок понятию массы.
В результате приведенных характеристик, можно заключить, что понятие массы включает в себя понятие стадности, унифицированности, шаблонности.
Массовая культура как всепоглощающая всеобъемлющая деятельность имеет свои задачи и свои цели, выполняя при этом ряд основных функций.
Перечислим самые основные:
Но функции массовой культуры не всегда лежат на поверхности. Очень часто скрыты и далеко неоднозначны. В ней можно выделить как отрицательные влияния и черты, так и ряд положительных. Вместе с тем, явление массовой культуры не относится к статичным феноменам, оно подвижно и развивается вместе с развитием общества, которое ее породило, взаимодействуя при этом со всем социокультурным комплексом современной эпохи.