Понятие массовой культуры заключает в себе понимание культуры как некоего духовного производства специфической разновидности, которое ориентировано на большое количество людей и имеет возможность широкого тиражирования оригинального продукта.
Массовая культура – это повседневная культура людей.
Массовая культура – это культура массы, толпы, где масса понимается как совокупность индивидов ничем не выделяющихся из общей серой массы. Социальная функция массовой культуры заключена в художественном, информационном, материальном потреблении.
Сама массовая культура ничего не производит, она только организует процесс производства и контролирует процесс потребления. Здесь ее функции пересекаются с политическими, и она поддерживает порядок на рынках спроса и предложения. Массовая культура объединяет людей на основе какого-либо общего потребления продукта или получения удовольствия.
В культурологии принято выделять два этапа формирования массовой культуры, которые отличаются степенью интенсивности. По мнению известных культурологов, массовая культура начала формироваться уже с доисторического периода.
Вплоть до XIX - это время было пассивным развитием массовой культуры. С развитием техники начинается этап активного развития массовой культуры, который продолжается по сегодняшний день. Но единого мнения на возникновение и формирование массовой культуры в науке нет.
В культурологии существует несколько точек зрения на эту проблему. Д.Уайт считает, что массовая культура существовала уже в Древнем мире: в Греции и Риме и выражалась в боях гладиаторов, в Олимпийских играх, которые пользовались популярностью у населения и собирали большое количество зрителей, и главной целью подобных мероприятий было получение удовольствия.
В средние века массовая культура получает свое дальнейшее развитие. Одним из таких мероприятий были рыцарские турниры, которые проходили с большим количеством участников и зрителей. Это было масштабным мероприятием, в котором было задействовано большое количество людей. Но справедливости ради следует сказать, что ни то ни другое не имело коммерческой составляющей и являло собой масштабную форму проведения досуга.
Культуролог Т. Адорно полагает, что массовая культура зародилась в Англии на рубеже XVII–XVIII веков. В это время появляется новый литературный жанр – роман, что явилось причиной приобщения к чтению большого числа людей. А закон об обязательной грамотности населения, принятый в Англии в 1970 году, способствовал включению в культурную жизнь почти всего населения страны. Ученый убежден, что создание романов было нацелено на широкую аудиторию и преследовало коммерческую цель.
Но точки зрения ученых сходятся в одном, что технический прогресс способствовал интенсивному развитию массовой культуры. Смена ручного труда машинным производством позволила не только тиражировать продукцию большими объемами, но и стандартизировало умения, навыки работников, распорядок дня и т.п.
Но процессы стандартизации оказали влияние не только на материальную культуры, они затронули и духовную сферу. Произошло четкое разделение жизни человека на работу и отдых.
В результате чего у людей появилась необходимость в проведении качественного досуга, на что рынок ответил массовым культурным продуктом: книгами, фильмами, магазинами и т.д. Таким образом, сфера культуры постепенно стала превращаться в товары повседневного спроса, теряя при этом свою эстетическую ценность.
Известный культуролог Питирим Александрович Сорокин справедливо отмечал, что «продукт массовой культуры рассматривается как коммерческий товар для развлечений, искусство всё чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды».
Одним из первых жанров массовой культуры стала массовая литература, потому что в ряде индустриальных стран в число приоритетных государственных программ входила программа образования населения. В результате чего возрос объем читающей публики.
Таким образом, массовая культура – это результат многих взаимозависимых процессов, таких как урбанизация, секуляризация, развитие рыночных отношений, трансформация образовательной и научной сфер.
Но, несмотря на существование различных точек зрения на возникновение массовой культуры, неоспоримым остается факт, что массовая культура в том виде, в котором она существует сейчас, проявила себя в США на рубеже XIX–XX веков.
По мнению известного политолога, социолога Збигнева Бжезинского, «… Америка дала миру научно-техническую революцию и массовую культуру». Это связано в первую очередь с тем, что США имело возможность развиваться и в экономическом и в культурном плане, в то время как многие европейские страны были лишены этой возможности из-за последствий Второй мировой войны. Большинство стран было разрушено, элитные слои общества покидали родные места, эмигрировав за границу, в Америку. В это время промышленность страны развивалась, страна богатела. Поэтому европейцам ничего не оставалось, как потреблять продукты американской массовой культуры.
С одной стороны, это помогало людям освободиться от ужасов войны, неустроенности быта, тяжелой действительности. Американская культура погружало людей в призрачный мир благополучия и достатка, успеха, обеспеченной беззаботной жизни, зомбируя сознание людей.
Под воздействием научно-технической революции происходит трансформация во всех сферах культуры, в том числе и духовной. США, претендуя на приоритетное положение в мире, навязывают странам свою идеологическую систему.
Американские стандарты массовой культуры активно внедряются в культуры других стран, подчиняя их духовную жизнь своему влиянию. Это может привести к превращению американской национальной культуры в интернациональную или наднациональную, стирая культурные различия, специфику и самобытность других культур.