Научный взгляд на данный культурный феномен не имеет однозначности. Одни ученые склонны видеть в нем преобладание положительных черт, другие же, и их большинства, оценивают данный феномен сугубо негативно.
Массовая культура все больше приобретает всеобъемлющий характер и все больше подвергается критике научного сообщества, что в первую очередь связывается с ценностной составляющей массовой культуры.
Массовая культура пропагандирует материальное благополучие, успех, при этом духовная основа общества полностью нивелируется в погоне за материальными благами и высоким социальным положением.
На сегодняшний день явление массовой культуры характеризуется манипулированием, стандартизацией, гедонизмом, чрезмерным увлечением чужой культурой, стимулированием потребительства, навязыванием ложных потребностей, формированием плохого вкуса, упрощением развлекательной сферы.
СМИ, являясь главным средством распространения массовой культуры, манипулируют сознанием граждан, поэтому зачастую интересы граждан оказываются не реализованными, а отсутствие творчества, духовной основы жизни приводит индивида к глубоким депрессиям, агрессивному поведения, полному неудовлетворению жизнью.
Трансляция массовой культурой потребительского отношения к жизни делает людей равнодушными к реальности, для которых существует увлечение только личными достижениями и личным успехом.
В основе массовой культуры лежат не реальные образы, а идеальные стандарты вымышленного мира, что отвлекает индивида от реально существующих проблем и потребностей.
Продукты массовой культуры отличаются легкостью восприятия, так как в них показан примитивный вариант действительности, не требующий анализа или других сложных мыслительных операций индивида.
А новый способ получения информации - визуализированный притупляет критическое восприятие входящего потока, так как объем информации поступает в сознание индивида уже в готовом виде и не подвергается какому-либо критическому осмыслению.
Визуализация снижает способность общества к вербальной коммуникации, падает уровень читательской культуры, молодое поколение практически не читает. Таким образом, массовая культура, непрерывно воздействуя на общество, зомбирует сознание граждан, превращая их в бесформенную массу, лишенную каких-либо духовных ориентиров.
Еще одной особенностью массовой культуры является стандартизация личности, что проявляется в стремлении формирования среднестатистического человека, который будет как все. Это противоречит самой природе человека и становится опасно, так как угрожает возможности человеческой реализации.
Но на это многие исследователи явления массовой культуры возражают, полагая, что унификация и универсализация в обществе необходима, чтобы общество могло полноценно жить и развиваться.
С этим, конечно же, нельзя не согласиться. Но в условиях массовой культуры стандартизация приобретает небывалую степень. При этом массовая культура пропагандирует иллюзию свободы личности. Сейчас наблюдается тенденция индивидуальных проявлений как противовес излишней унификации личности.
Массовая культура способствует преемственности, что можно рассматривать как положительно, так и отрицательно. Но все же рисков, по оценкам специалистов, больше.
В результате культура формировалась веками и является отражением быта народа, его особенностей менталитета. Культура призвана отвечать потребностям только того общества, в рамках которого она и формировалась. Поэтому восприятие чужой культуры можно рассматривать как навязывание чужих потребностей, что также входит в категорию риска.
Массовая культура перевела потребление в главный показатель достатка и престижа. Потребление уже давно вышло за разумные пределы. Люди, следуя последнему слову моды, приобретаю новые и новые средства для жизни: одежду, автомобили, бытовую технику при том, что руководствуются не целесообразностью, а искусственно сформированными потребностями, в то время как реальные потребности могут остаться неудовлетворенными.
Продукты массовой культуры уводят потребителей от произведений, обладающих истинной эстетической ценностью.
ак, по оценкам культурологов, такие аспекты культуры как музыка, литература, продукты кинематографа имеет упрощенную структуру, легкую для восприятия, что не обогащает духовный мир реципиента, а напротив, истощает его, делает плоским и бедным.
Еще одной особенностью массовой культуры относящейся к зоне риска выступает снижение качества развлечений и проведения досуга гражданами. Несмотря на то, что индустрия развлечений поставлена на широкую ногу и пестрит своим разнообразием, ее качество оставляет желать лучшего.
Современные способы проведения досуга упростили свою структуру, из которой выбыл игровой компонент, что являлось главным стимулом духовного развития личности. Вместе с тем, современные развлечения не требуют от индивида каких-либо умственных или моральных усилий, они характеризуются простотой и грубостью.
Таким образом, ученые убеждены в негативном влиянии на общество массовой культуры. Поэтому сейчас актуальной видится задача преодоления негативных последствий массовой культуры путем включения в ее ценностную парадигму общемировых ценностей. В этом ведущие ученые, исследователи видят единственный выход из культурного кризиса, проявления которого мы наблюдаем в современном обществе.