Особенности массовой культуры


Особенности массовой культуры

Технический прогресс, всемирная сеть Интернет, которая из познавательного ресурса превратилась в популярное средство общения, способствовали интегративным процессам в культурном многообразии мира.

Сейчас региональные культурные явления настолько взаимосвязаны с общими мировыми культурными процессами, что об изучении отдельных составляющих культуры в их обособленном аспекте говорить не приходится. Искусство становится общемировым.

Замечание 1

Массовая культура возникла в результате коммуникационной революции, которая произошла посредством всемирной сети Интернет. С Интернетом географические, временные границы стали прозрачны, интерес людей к чужой стране, чужой культуре породил такое явление культуры – как массовая культура.

В науке понятие массовая культура имеет следующее содержание: потребительский продукт общемировой культуры, что производится в больших объемах промышленным способом. Это бытовая культура, которая транслируется всевозможными современными техническими средствами. Последние достижения технического прогресса, компьютерная техника, радио и телевидение, СМИ создали информационное поле, где и существует массовая культура.

Массовая культура представлена продуктами кино, книжных изданий, индустрией спорта, туризма.

Возникновение массовой культуры

Возникновение массовой культуры тесно связано с научно-техническим развитием человечества. По мере того как труд становится более автоматизирован, у людей появляется больше свободного времени, которые необходимо заполнять.

Массовая культура и явилось содержанием этого досуга, создав индустрию развлечений. Такой симбиоз предметов культуры с развлечением и составило основную особенность массовой культуры.

Массовая культура утвердила свои позиции в середине XX века. Этому способствовали средства массовой информации, которые стали доступны в большинстве стран и для представителей всех социальных слоев.

СМИ сделали информацию общедоступной и формировали общие стандарты жизни.

  • В начале массовая культура транслировалась средствами печатной промышленности: популярные газеты и журналы, любовные и детективные романы, комиксы.
  • Кинематограф также является важнейшим средством массового искусства. Здесь нет ограничений в восприятии ни по полу, возрасту, образованию, социальному положению – продукты кинематографа доступны всем.

К концу XX века технические возможности массовой культуры возрастают. Началось массовое использование телевидения, спутниковой связи, появились десятки миллионов пластинок, кассет, компакт-дисков.

Замечание 2

В последнее время к этому добавились возможности персональных компьютеров, сети Интернет. Сейчас массовая культура расценивается не как один из способов существования культуры, а как новая форма существования культуры в целом, как новый этап ее развития.

Основные признаки предметов массовой культуры можно определить следующие:

  • Большой объем тиражирования предметов.
  • Примитивизм транслируемых образцов межличностных отношений, жизненных стандартов.
  • Развлекательный характер.
  • Склонность к натурализму в произведениях художественной культуры.
  • Пропаганда успеха, сильной личности.

Художественные произведения массовой культуры позволяют людям отстраниться от собственных проблем, жизненных неприятностей и рутины. Замысловатые сюжеты втягивают сознание реципиента в водоворот страстей, чем компенсируется собственное эмоционально бедное существование, отсутствие денег и успеха.

Сегодня массовая культура несет в общество стандарты жизни, поведения, межличностных отношений. Массовая культура формирует вкусы людей, определяет их жизнь. Массовая культура выступает мощным средством стимуляции общества к потреблению, что уже не имеет ни национальных, ни каких-либо других границ и массовая культура уже стала основой мировой культуры.

В основе произведений массовой культуры лежат простейшие универсальные механизмы восприятия, которые работают всегда. По оценкам мировых экспертных сообществ, продукты массовой культуры характеризуются низким качеством, пошлостью, ориентируют людей следованию определенных духовных стандартов, в которых нет творчества, развитие эстетического вкуса, только потребление и невысокие потребности в сфере искусства.

Отрицательные и положительные черты массовой культуры

Среди отрицательных свойств массовой культуры следует назвать такие:

  • Развлекательный характер.
  • Отсутствие глубинных смыслов.
  • Низкий профессиональный уровень
  • Отсутствие эстетической ценности.
  • Формирование мировоззренческой основы с некритическими убеждениями и взглядами.

Но наряду с отрицательными свойствами массовая культура обладает и рядом положительных черт:

  • Распространение всеобщей грамотности населения.
  • Доступность культурных ценностей, где наряду с низкопробной продукцией тиражируются и шедевры мирового искусства.
  • Антистрессовость. Массовая культура способствует расслаблению человека, его отдыху, качественному проведению досуга.
  • Уровень массовой культуры возрастает. Сейчас это уже не низовая культура как было до недавнего времени, сейчас массовая культура все больше тяготеет к культуре среднего уровня – мидкультуре.

Основные направления массовой культуры

Среди основных направлений массовой культуры можно назвать следующие:

  • Индустрия детства. Сюда включено производство игрушек, товаров для детей, всевозможные детские центры организации досуга: лагеря, клубы.
  • Образование. В данной сфере происходит формирование общих ценностей, общей картины мира, общих стереотипов поведения.
  • СМИ. Средства массовой информации транслируют информацию, делают ее общедоступной, формируют общественное мнение, манипулируя сознанием людей.
  • Индустрия развлечения. Сюда относятся произведения художественного искусства, и все, что способствует психологической разрядке населения.
  • Оздоровительный досуг представлен всевозможными курортами, спортивным туризмом, косметическими фирмами и услугами.
  • Интеллектуальный досуг выражается в культурном туризме, творчество, кружки и общества, научно-просветительские учреждения.
  • Реклама, индустрия моды формирует в сознании общественности нормы и стандарты престижного образа жизни, успеха, формирует вкусовые пристрастия, стимулирует потребительский спрос.
  • Популяризация научно-справочной литературы, которая транслирует современные знания.

Таким образом, массовая культура представлена всеми сферами общественной жизни общества и является новым способом существования культуры в целом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :