Функция накопления, а также хранения информации находится в тесной взаимосвязи с познавательной функцией культуры. Это обусловлено тем фактом, что информация и знание представляют результат познания мира. С этой целью важно рассмотреть познавательную функцию культуры.
Познавательная функция культуры имеет второе название – гносеологическая. В более полном формате она проявляет себя в сфере научного познания.
Культура сконцентрирована на опыте и навыках множества человеческих поколений. При этом своей главной задачей она ставит накопление ценных знаний о мире и создание благоприятных условий для его освоения и познания.
Знания, в свою очередь, приобретаются не только в научной сфере, но также и в иных культурных областях. В то же время, наука первоочередно ориентирована на получение объективных знаний об устройстве мира.
Наука продолжительное время представляла собой феномен исключительно европейской культуры и цивилизации, в то время как другие народы предпочитали другой путь для познания окружающего мира. Так, например, на Востоке для этой цели создавались сложнейшие философские и психотехнические системы. Главный акцент в подобных концепциях делался на обсуждение таких редких способов познания действительности, как экстрасенсорные способности человека.
Потребность в информации касательно самого широкого спектра вопросов считается естественным условием жизнедеятельности не только индивидуума, но и всего социума в целом. Для индивидуума достаточно значимым является память о прошлом, умение его правильно оценивать, признание собственных ошибок с целью их предотвращения в дальнейшем.
Для получения необходимых знаний относительно своего происхождения, обществом создаются знаковые системы, ориентированные на накопление, сбор, упорядочение и хранение необходимой и ценной информации.
Культура представлена в формате знаковой системы, задачей которой является обеспечение преемственности поколений, когда опыт в разных сферах деятельности человека передается новым поколениям.
Также человеческий опыт может быть передан в рамках разных культур (от одной к другой). Знаковая система ориентирована на обеспечение синхронной передачи различной информации и знаний между людьми в пределах одной исторической эпохи. Благодаря различным знаковым системам, люди могут не просто лучше понять мир, но и зафиксировать это понимание, накапливая и структурируя его. У человечества имеется в наличии только один способ по сохранению, приумножению и распространению в пространстве и времени накопленных знаний, и он реализуется через культуру.
В качестве основного средства хранения, а также накопления и передачи определенных знаний, важной информации и опыта выступают:
Огромное значение сегодня обретают электронные средства информационного хранения. Обществом также создаются специальные учреждения (с целью осуществления этой функции культуры) в виде библиотек, университетов, архивов, школ и иных служб, ориентированных на накопление, приумножение, обработку, хранение данных.
Информация является важнейшим элементом в функции накопления культуры и выступает инструментом для передачи социального опыта.
В обществе, кроме культуры, не имеется иного механизма передачи социального опыта. Посредством генетической программы социальные качества человека не передаются. Только благодаря культуре может осуществляться непосредственная передача определенного социального опыта другим поколениям и в международном формате.
Эту важнейшую социальную функцию культура осуществляет за счет сложно структурированной знаковой системы, способной сохранять социальный опыт поколений не только в словах, но и в понятиях, математических символах, языках искусства, продуктах человеческого труда. Культура в этом смысле может называться «памятью» человечества. При этом она представляет не просто хранилище социального опыта, накопленного обществом, а является также средством его активной переработки и отбора информации, необходимой социуму и представляющей национальную ценность.
Информативная функция культуры достаточно высоко оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Культура в указанной области ориентирована на связь поколений, обогащая при этом ценными знаниями и опытом каждое последующее из них.