Термин «культура» практически каждый день у нас на слуху. И у данного термина имеется множество определений. В самом общем смысле это совокупность предметов материальной и духовной деятельности человека. Понятие «культура» можно отнести к различным сферам человеческой деятельности, например культура политики, культура труда, культура общения и т.д.
В Древней Греции близким по значению слову культура был термин «пайдейя», которым обозначали внутреннюю организацию человека, иными словами «культуру души».
В исторических документах на латинском языке слово «культура» впервые встречается в работе Марка Порция Катона Старшего (234–148 гг. до н. э.) De Agri Cultura (около 160 г. до н. э.). В этом труде рассматриваются вопросы земледелия, также этот труд принять считать ранним памятником прозы, созданной на латыни.
В работе «De Agri Cultura» рассматриваются не только вопросы обработки земли, но также уход за сельскохозяйственными угодьями, полями, что предполагает не просто возделывание земли, но и особое, душевное отношение к ней. В частности, Катон даёт такой совет по покупке земельного угодья: «нужно не лениться и обойти приобретаемое угодье несколько раз; чем чаще осматривать землю, тем больше она будет вам «по душе». Вот это самое «по душе» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, иными словами, не будет культуры». В латинском языке слово «культура» имеет несколько значений:
Культура представляет собой сложноустроенную, многоуровневую систему, поэтому у неё множество функций в жизни человека и социума.
Нужно сразу отметить, что относительно точного числа функций культуры среди исследователей есть разногласия. Но между тем большинство культурологов и других исследователей культуры сходятся в том, что культура полифункциональна, что каждый её элемент способен выполнять разнообразные функции.
В этой статье речь пойдёт об адаптивной функции культура, одной из ключевых её функций, помогающей человеку адаптироваться к окружающей среде.
Из школьного курса биологии всем нам известно, что приспособление живых существ к внешней среде – главное условие их выживания в процессе эволюции. Их приспособление осуществляется посредством механизма естественного отбора, а также изменчивости и наследственности, которые обеспечивают выживание живым существам, более всех приспособленных к среде своего обитания, а также сохранение и передачу своем потомству необходимых для выживания признаков. Но в мире людей всё происходит совершенно по-другому. В отличие от животных, человек не приспосабливается, не находит баланс со средой своего обитания, он подстраивает внешнюю среду под себя, изменяя её под свои потребности, нужды.
Изменяя среду своего обитания, человек создаёт «вторую», искусственную природу, которая и называется культура. Иными словами, если человеческое существо не может, подобно животному, вести естественный образ жизни, оно, чтобы выжить, выстраивает вокруг себя искусственную срежу обитания, защищаясь от опасностей внешней среды, от природной стихии, от животных, и так далее.
С течением времени, человек обретает независимость от природных условий: если другие природные организмы могут выживать только в конкретной для себя экологической нише, то человек может освоить, даже можно сказать, подчинить себе практически любые природные условия путем создания вокруг себя искусственного мира культуры.
Конечно, абсолютной независимости от природного мира человек не сможет достичь, просто потому что культура во многом зависит от природных условий. От природных и климатических условий зависит тип хозяйства, верования, обряды и традиции, даже жилища и пища людей. Так, культура народов, обитающих в горах, отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни. Например, жители юга в свою пищу добавляют множество специй и пряностей, для того чтобы предотвратить её быструю порчу в жарком климате.
Изучение истории развития человеческого общества говорит нам о том, что со временем человек делал свою искусственную среду обитания всё более комфортной и безопасной. Качество жизни человека, по крайней мере в цивилизованной части нашей планеты, постоянно улучшается. Однако, устранив проблемы, которые несёт в себе природный мир, человек вынужден решать новые проблемы, которые он создаёт себе сам.
Научившись лечить болезни прошлого, и вообще забыв про них, например, чуму и чёрную оспу, появились новые болезни, такие как свиной грипп, эбола, СПИД, от которых ещё не созданы лекарства. Ещё один яркий пример, это смертельные вирусы, способные истребить добрую половину человечества, созданные самим же человеком для военной агрессии в отношении стран-соседей. Всё это говорит, что человек должен защищаться не только от природного мира, но и от собственного, искусственно созданного мира культуры.
Адаптивная функция культуры имеет амбивалентный характер. С одной стороны, данная функция направлена на создание специфических средств защиты человека от окружающей среды. К таким средствам следует отнести все продукты культуры, обеспечивающие человеку выживание и комфортное существование в мире:
К этому же списку относятся не только продукты материальной культуры, но также те специфические средства, которые люди вырабатывают для мирного сосуществования в обществе, удерживающие его от взаимного уничтожения и гибели, – законодательная система, органы государственной безопасности, моральные нормы и установки, обычаи, традиции, и т. д.
С другой стороны, в арсенале человека имеются специфические средства его защиты – это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как искусственно созданную, иными словами «вторую» природу, мы подчёркиваем ключевое свойство культуры и человеческой деятельности – способность к «удвоению мира», иначе говоря к выделению в нём бытовой и духовной ойкумены.
Связывая культуру с духовной ойкуменой, с миром идеальных образов, мы получаем главное свойство культуры – быть системой взглядов на мир, определённым мировосприятием. Культура как система взглядов даёт человеческому существу возможность видеть внешнюю действительность не как простой поток информации, а как информацию, упорядоченную определённым образом. Каждое явление или же предмет внешней действительности воспринимается человеком через его картину мира. Человек находит своё место в мире, также руководствуясь своей системой взглядов и ценностей.