Фундаментальная культурология


Фундаментальная культурология

Определение 1

Фундаментальная культурология - раздел культурологии, изучающий культуру как саморазвивающуюся сложную социальную концепцию и форму бытия, порожденную интеллектуальной деятельностью человека.

Фундаментальная культурология

Рисунок 1. Фундаментальная культурология

Данная отрасль также представляет собой совокупность созданных обществом духовных и материальных ценностей, приемов и методов непрерывной реализации социального наследия в сфере экономики, техники, политики, науки, искусства и самого человека как самой высокой ценности цивилизации.

На практике использования фундаментальной культурологии сформировалось три главных направления научных исследований:

  • социальная культурология описывает социокультурные явления, порождаемые непосредственно людьми в процессе их совместной жизнедеятельности и в видах их социальной активности (без индивидуализирующих, личностных черт как потребителей культурных реалий);
  • психология культуры изучает вопрос “субъективации” культурной личности, ее творческий, универсальный подход к культурным образцам, нормам, устоям и стереотипам общества, культурному воспроизводству его основных субъектов. Следовательно, это направление имеет традиционное определение психологической антропологии;
  • культурная семантика занимается рассмотрением взаимоотношений знаков к обозначаемому объекту. Понимание определённых символов, их последовательности и других условных обозначений помогает ученым изучать культурные феномены как средство обязательной коммуникации между личностью и обществом.
Замечание 1

Все указанные направления культурологии имеют определенные различия в предметах исследования (личность, общество и языки взаимосвязи между ними) и единый объект исследования: ценностно-нормативные, социально-интегрирующие, регулятивно-коммуникативные и социально-реализуемые механизмы организации жизнедеятельности людей.

Методологические подходы фундаментальной культурологии

В современной фундаментальной культурологии на сегодняшний день сложились три ключевых методологических подхода:

  1. Классический подход характеризуется научными работами И Канта, И. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса. Культурная и историческая гипотеза отличается от позитивных научных направлений по природе анализом актуальных закономерностей культуры без учета творческих субъективных действий человека, что приводит к упрощению итоговых результатов.
  2. Неклассический подход, у истоков данного метода стояли А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а также О. Шпенглер и В. Дильтей – признает культуру нереальной к объективному анализу и проникает в ее субъективную суть, применяя возможности искусства и мифа. Тупики данной методологии в результате обнаруживает практика и теория постмодернизма, "раскультуривующая" человека, что влечет за собой исчезновение самого предмета культурологического мониторинга.
  3. Позитивно-научный подход, порожденный трудами Э.Б. Тайлора и Л. Уайта, в котором весь анализ культурных процессов не противопоставляется исследованию природы и осуществляется посредством научных принципов, с определением механизмов и законов существования культуры. Творческая деятельность человека и его свобода воли принимаются в качестве источников культуры и выносятся за скобки научного анализа.

Вместе с тем, чисто объективное выделение исторической культурологии в одну полноценную специальность представляется вполне оправданным. В пределах данного аспекта могут концентрироваться работы, которые делают акцент на исторической динамике формирования культуры и на изучении культуры в ее главных эмпирических проявлениях.

Вышеуказанные направления фундаментальной культурологии обычно иерархизированы по четырем уровням научного обобщения:

  • уровень исследования наиболее общих закономерностей протекания культурных явлений;
  • уровень рассмотрения культурных процессов, имеющих только системный характер;
  • уровень изучения систематически повторяющихся физических явлений;
  • уровень описания уникальных событий.

Отличие прикладной и фундаментальной культурологии

Замечание 2

Фундаментальная культурология в первую очередь изучает теоретические проблемы в их историческом контексте.

Она рассматривает общие закономерности протекания культурных явлений, которые имеют системный характер, а также уникальные процессы и их особенности. На более высоком уровне научного обобщения данный раздел занимается проблемами теории культуры, включающие в себя категориальный аппарат культурологии, ее способов исследования, созданием и анализом общих культурных концепций как центральной типологии культуры, ее функций и строения. К среде интересов культурологии относится описание исторических вариантов социальных концепций с разными методами социальной организации, различными ментальностями и каналами коммуникации, трансляции культурного опыта и так далее.

Замечание 3

Прикладная культурология исследует важные проблемы культурной политики, формы и возможности массовых современных коммуникаций и их значение в производстве культурных традиций.

Кроме того, прикладная культурология рассматривает вопросы выявления, изучения, популяризации и внедрения историко-культурных памятников. Это общая гипотеза культурной политики, напрямую связанная с установлением социокультурных важных ориентиров общества и созданием стратегии по их дальнейшему поддержанию. Также это методика деятельности крупных культурных институтов, которые занимаются подготовкой профессиональных кадров для работы в области культуры, среди которых и культурологи, это и учения вне институциональных взаимосвязей, исследуемых малые социальные группы. Прикладная культурология необходима для выработки теоретически обоснованных рекомендаций при решении серьезных жизненных проблем современного общества и моделирования путей его становления.

Структура фундаментальной культурологии

Структура культурологии

Рисунок 2. Структура культурологии

Говоря о самой структуре фундаментальной культурологии, исследователи выделяют такие характерные ей структурные части: историю и теорию культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все указанные культурные подразделы в определенном смысле могут существовать и как самостоятельные дисциплины, которые взаимодействуют с огромным количеством других научных направлений, базируясь на их фактический материал, способы проектирования, а также созданные в них подходы. С другой стороны, они природным путем составляют целостную концепцию знаний культурологии, соединяющая их методы и принципы познания культурных процессов, которые тщательно рассматривают их культурную и социальную специфики.

Теория фундаментальной культурологии изначально вводит в круг проблем общества и дает правильное представление о ее понятийном аппарате. Она исследует развитие и содержание главных культурных категорий, общие проблемы выявления культурных традиций и норм. Посредством методов данной дисциплины создаются критерии для понимания культурных явлений, не имеющих исторической концепции истолкования. Гипотеза культуры рассматривает теоретические проблемы определенного бытования правил в обществе.

Таким образом, культурология в собственном научном изучает важные культурные феномены и сам факт культуры, во-первых, в целостности и единстве культурного пространства, его содержания и структуры, в закономерностях внутренней общественной жизни; во-вторых, во взаимоотношениях культурного явления с человеком и миром.

История фундаментальной культурологии формирует необходимые знания о культурном наследии, открытиях и поисках, памятниках духовной и материальной культуры, о нормах и ценностях жизни. Также культура способна исследовать истоки культурных процессов и их распространения. История культурологии охватывает становление и происхождение культуры, различные исторические периоды ее развития и присущие им методы понимания общественных идеалов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :