Современные проблемы физической культуры


Современные проблемы физической культуры

Сущность понятия физической культуры

Термин физическая культура на разных этапах развития общества понимался по-разному. Вначале термин физическая культура обозначал комплекс физических упражнений. По мере развития общества понятие физической культуры усложнилось и стало пониматься достаточно широко, включив в себя понятие режима, охрану здоровья, представления о личной и общественной гигиене, комплекс физических упражнений, физический труд, влияние природных факторов на активность человека. В настоящее время у данного термина также нет однозначных трактовок. В зависимости от задач исследования термин актуализирует то или иное значение. Однако наиболее общее понимание данного термина приведено в федеральном законодательстве РФ и звучит следующим образом:

Определение 1

Физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В настоящей статье именно такое содержание мы будем вкладывать в термин физическая культура. Физическая культура имеет сложную структуру. Она включает физическое образование, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию и спорт.

Предпосылки возникновения проблемы физической активности населения

Физическая культура – социальный феномен, тесно взаимодействующий с культурой, экономикой, системой здравоохранения, воспитания людей, общественно-политическим строем. Поэтому проблемы физической культуры – это проблемы государственного уровня.

Одной из важнейших задач каждого развитого государства является воспитание полноценного, здорового во всех отношениях члена общества. Уже давно не вызывает никаких сомнений польза физической активности для человеческого организма. А в современную эпоху информатизации, когда общая активность человека вовсе сведена к нулю, физическая активность особенно нужна. Но физическая активность способствует не только поддержанию организма в хорошей физической форме, но и укрепляет, развивает психические, интеллектуальные процессы в организме. Помимо этого, в спорте человек формируется как личность. Спорт помогает выработке нравственных убеждений, определяет правильные системы ценностей, моральный облик, формирует решительные, волевые черты характера.

Новая эпоха формирует новые условия существования человека зачастую экстремального характера. Современные условия существования человека осложняются не только изменившейся природной средой его обитания, связанной с ухудшением экологической обстановки, но и рядом других экономических, социокультурных, психологических факторов. Все это в своей совокупности оказывает негативное воздействие на организм человека, на его физическое и психическое здоровье. Такое положение вещей делает проблему развития физической культуры и спорта в России особенно актуальной, а ее решение незамедлительным.

Развитие физической культуры и спорта в России

Чтобы сформировать здоровое общество, государство обязано уделять пристальное внимание развитию физической культуры и спорта, формировать правильные личностные установки ведения здорового образа жизни. Проблема физической культуры требует скоординированных действий, постоянных решений и практических их реализаций на всех уровнях государственной системы. Перед государством стоят следующие задачи:

  • Повсеместное внедрение и распространение различных видов физической культуры и спорта.
  • Формирование благоприятного имиджа физической массовой культуры.
  • Уделение особого внимания дисциплине физической подготовки в средних и высших учебных заведениях.
  • Систематическая организация всевозможных спортивных мероприятий районных, городских, региональных, межрегиональных, международных уровней.
  • Поднятие престижа профессии преподавателя и тренера.
  • Организация достойной подготовки квалифицированных кадров в области физического воспитания, решение проблемы их эффективного трудоустройства.

Физкультурно-педагогическая специальность как профессиональная деятельность по формированию другой личности.

В современном контексте физкультурно-педагогической специальности отводится особая роль. Данная специальность принадлежит к группе человек-человек и призвана осуществлять развитие физических и психических качеств обучающихся средствами физической культуры. Это становится достижимо в рамках правильно организованного учебно-воспитательного процесса. Главное отличие данной специальности от любой другой состоит в решении задач оздоровления организма, что входит в компетенцию только учителя физической культуры, где является, по сути, ее основой.

Специфика педагогической деятельности по физической культуре состоит в высокой напряженности внимания, впечатлительности, в наличии интуиции, обширности знаний, способности к принятию нестандартных решений, инициативности, упорстве, готовности к риску, в высоком уровне работоспособности. Здесь важны не только определенные личностные характеристики педагога, но и условия, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс.

Замечание 1

Таким образом, физическая культура – сложное общественное явление, которое не ограничивается решением задач физического развития, а распространяется на другие формы социального бытия, являясь составным компонентом нравственных, аксиологических основ общества: воспитания, морали, этики. Физическая культура не имеет географических, профессиональных, социальных, биологических, возрастных границ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :