Проблемы сохранения культуры


Проблемы сохранения культуры

Определение 1

Природа и культура – это два феномена, которые образуют среду человеческого обитания, без существования которых жизнь человека невозможна. Природа – это биологическая среда обитания человека, обеспечивающая существование человека как биологического существа. Культура делает это существование человеческим, позволяя человеку формироваться нравственно, творчески, интеллектуально-духовно.

Экология природы и экология культуры образуют единое неделимое пространство бытия человека. Природа хранит в себе, передает генетический код человека, а культура – социальную память. Любой сбой в природной системе влечет за собой угрозу генетическому коду человека, что грозит вырождением человека как биологического вида. Нарушение экологии культуры ведет к деградации человека и, в конечном итоге, к его гибели.

Поэтому наряду с проблемой экологии природы встает проблема экологии культуры, которая в условиях всемирной глобализации звучит особенно остро.

Понятие культурного наследия

Под культурным наследием принято понимать совокупность материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, прошедшей испытание временем и возвратившейся к следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурным наследием считается и весь исторический опыт поколений, который сохраняется в социальной памяти народа, нации, этноса. Основой опыта выступают различные достижения во всех сферах жизни человека, которые передаются из поколения в поколение. Эти достижения являются движимыми, недвижимыми и духовными сущностями.

Сферу недвижимых сущностей представляют памятники архитектуры, археологии, этнографии, истории, исторические места. К движимым объектам наследия принадлежат всевозможные археологические находки, фрагменты недвижимых объектов культуры, этнологические, этнографические материалы, предметы, связанные с истори¬ческими событиями и лицами, а также с историей развития науки и техники; произведения искусства; редкие книги, манускрипты, инкунабулы; предме-ты нумизматики и филателии. Духовное наследие включает в себя фольклор, язык, обычаи, искусство, опыт ведения хозяйства и традиционных ремесел.

Культурное наследие как главный способ существования культуры

Культура существует во времени и пространстве, и главным способом ее сохранения является культурное наследие. Те сущности культуры, которые не прошли испытания временем, не попадают в базу культурного наследия, следовательно, перестают быть культурой и предаются забвению. Человек в процессе свой жизни использует только малую часть всего объема культурного наследия, перерабатывая его и превращая в духовную часть себя, формируя духовно-нравственную основу своей личности, сообразную той культуре, в лоне которой это становление происходит. Но такой процесс возможен только в том случае, если культурное наследие сохранено. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадает с сохранением культуры в целом.

Замечание 1

Наиболее ощутимо и остро эта проблема стоит перед западным обществом в силу особенностей западного типа культуры с его ориентациями на новации, индивидуализм. Восточные культуры в основе своей традиционны, поэтому здесь процесс сохранения культурного наследия не может прерваться. Восток в своем культурно-историческом развитии гладко миновал переход от Древности к Средневековью, сохранив доминантой религиозную основу общества на протяжении всего пути своего дальнейшего развития. Сохранение культурного наследия было естественным процессом и никогда не ставилось под сомнение. Проблемы общества Востока носили чаще технический или экономический характер.

А вот что касается Запада, то здесь не все так однозначно. В разные периоды развития европейского общества вопросы преемственности не раз оказывались в забвении. Бурный переход от Античности к Средневековью сопровождался на Западе масштабными разрушениями, утратой культурных достижений эпохи Античности. На обломках Античности строилась новая культурная эпоха Средневековья. Затем эпоха Возрождения отвергала прошлое, Средневековье. Культура Нового времени, полностью ориентированная в будущее, опять отвергает прошлое.

Замечание 2

Анализируя в целом культурно-историческое развитие Европы, французский философ М. Фуко пришел к заключению, что каждая новая эпоха на Западе не имеет прошлого и не имеет будущего. У Запада нет общей истории вовсе, если и есть, то характерной ее чертой выступает «радикальная прерывность».

История культурного развития России в большей степени тяготеет к Западу, нежели к Востоку. Ей также характерны сбои процесса преемственности. Поэтому проблема сохранения культурного наследия, преемственности в России существовала всегда, порой достаточно остро. Примером тому может служить эпоха правления Петра I, когда Россия выбрала западный путь развития, обострив проблему культурной преемственности. Но, не смотря на все радикальные преобразования, Петр не стремился к забвению истории России, напротив, он поставил проблему сохранения культурного наследия в один ряд с проблемами государственной важности. Петр I одним из первых правителей России предпринял конкретные меры по сохранению культурного достояния русской нации.

В целом охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой. Эта проблема требует постоянного внимания. Вез преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию. Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :