Проблемы духовной культуры


Проблемы духовной культуры

Любая культура – это сложный многогранный феномен. В научной сфере многоликое содержание культуры систематизируется согласно видам человеческой деятельности, не ограничивается потребностями человека как биологического вида. Жизнь человека реализуется в бесконечном множестве форм, потому что основана на идеальном мысленном целеполагании. Способность ставить цели, не связанные с реально существующей ситуацией, прилагать усилия в их достижении – прерогатива человеческой особи. Процесс постановки и достижения целей имеет биологический и внебиологический характер. В науке все цели человеческой деятельности классифицируются на материальные и духовные, в соответствии с которыми человек создает материальные и духовные ценности, которые в своей совокупности образуют материальную и духовную культуру.

Определение 1

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением

Истоки формирования духовной культуры

Знания составляют основу культуры, так как от их глубины зависит уровень культуры человека и общества в целом.

На сегодняшний день знания можно классифицировать относительно видов человеческой деятельности: мифологическое, игровое, практическое знание.

  • Практические знания добываются индивидуально. Они заключены в повседневной жизни человека и характеризуются непосредственностью, зависимостью от опыта, интуитивностью. Наличие практических знаний делает человека мудрым, все понимающим, сопереживающим, знающим себя.
  • Мифологическое знание возникло из практики, но рано обособилось. Мифологическое знание отражает обобщенное представление о мире посредством фантазии. В нем осмыслялось практическое знание, обобщались разрозненные категории, фрагментарность и случайность практического знания. Миф органично совмещал в себе понятийное мышление и художественно-образное, что в последующем составило основу для формирования различных сфер культуры, для которых характерны свои способы познания и, соответственно, свои формы знания, такие как научное или рационально-ориентированное знание и иррациональное знание.
  • Игровое знание также возникло на заре истории. В игре ребенок учился жизни, взаимоотношениям.

С развитием культуры потребность в обобщении знаний о мире возрастала, результате чего в эпоху Античности возникает наука как специфическая духовная сфера, ориентированная на объективацию знаний о мире. Искусство и религия – формируют свои знания о мире.

Состояние духовной культуры

Духовная культура так же, как и материальная, призвана удовлетворять различные потребности человек, которые, прежде всего, связаны с совместным общежитием. Для этого человек приобретает необходимые ему знания и создает различные системы ценностей.

Так происходит формирование различных сфер духовной культуры, таких как политика, религия, философия, право, искусство, наука, нравственность. Поэтому духовная культура имеет многокомпонентную структуру.

Материальная и духовная культуры не могут существовать в отрыве друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. В современных условиях существования общества материальная культура заслонила духовную. Технический прогресс, демократизация, информационность, процессы глобализации – все это явилось причиной духовного кризиса современной культуры. Культурологи утверждают, что обществу характерно подмены духовных ценностей материальными, люди путают средства жизни с целями жизни, стремясь к созданию физического комфорта и успешной социализации. Формируется новый тип личности с «клиповым» мышлением.

Массовая культура на современном этапе развития поглотила все пространство, вытеснив элитарную. Она негативно влияет на развитие общества в целом. Многие исследователи выделяют множество ее отрицательных черт, среди которых называют связь с коммерцией, простоту, паразитизм на высокой культуре, стимуляцию к потреблению, преобладание эмоциональности над рациональностью, импульсивности над сдержанностью и другое. Но так как массовая культура полностью поглотила общество, можно все эти проблемы массовой культуры отнести к проблемам современной культуры, современного общества. Все это, по мнению культурологов, ведет к культурной деградации.

К проблемам современной культуры исследователи относят:

  1. Снижение общего культурного уровня, деградацию и изменение системы ценностей.
  2. Разобщение культурной составляющей за счет снижения позиции философии как консолидирующей силы культуры.
  3. Общее снижение уровня культуры речи в СМИ.
  4. Снижение уровня толерантности.

Наряду с рассмотренными проблемами, исследуя современного искусства, ученые выделяют следующие проблемы: вестернизация, коммерциализация, культурная деградация и отсутствие этических, нравственных и эстетических норм.

Определение 2

Таким образом, культура – это совокупность достижений человека, видов искусств, творческого развития, в процессе которого формируется новое знание, новые системы ценностей, которые способствуют развитию внутреннего мира.

Эпоха традиционной культуры, характеризующаяся почитанием традиций и обычаев, где на первый план выходила творческая духовная составляющая человека, прошла. Ей на смену явилась новая культурная эпоха, по мнению исследователей, далеко не совершенная, имеющая множество недостатков, но, в то же время, рассматриваемая как закономерный период культурного развития, в результате которого человечество преодолеет все кризисы и выйдет на новый качественный уровень.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :