Информационная эпоха и глобализация запустили всепроникающий процесс стирания межэтнических, национальных различий. На современном этапе развития эта проблема стоит особенно остро.
Влияние процесса глобализации на социальные и национальные стороны общественной жизни не раз становилось предметом изучения различных отраслей научного знания. Ученые приходят к выводу о том, что тенденция стирания межнациональных различий набирает обороты.
Причины этому они видят в следующих факторах:
В современную эпоху глобальных преобразований актуальными становятся новые ориентиры и ценности, становятся популярными идеи глобальной экономики, открытого общества, интеграции культур. Но у данного процесса есть и другая сторона. Чем интенсивнее проходят процессы глобализации, тем активнее этносы стремятся сохранить свою идентичность, те компоненты народной жизни, которые являются главными показателями существования нации: язык, религия, традиции и другое. Подобные стремления порождают межрелигиозную, межнациональную напряженность, вражду. Поэтому межнациональные отношения в современном мире вызывают тревогу в научных, социально-политических кругах.
Проблема национальной идентичности в настоящее время приобрела особую актуальность.
Под идентичностью в науке принято понимать процесс соотнесения объекта или субъекта с другими явлениями действительности с целью выявления общих и специфических черт.
Нация – это духовно-психологическая общность людей, которая имеет общие территориально-экономические и историко-культурные основы.
Главный системообразующий элемент культурной идентичности заключен в некой смысловой целостности, идее. И если происходит развенчание основной идеи этноса, то размывается и идентичность.
Но национальная идентичность – величина непостоянная. Она развивается вместе с этносом. В процессе исторических преобразований национальная идентичность выступает как некий показатель роста национального самосознания. Национальное государство выступает основой национальной идентичности в подавляющем большинстве стран. Идентичность представляет собой замкнутую систему взглядов, что делает ее устойчивой к внешним воздействиям, но вместе с тем, она изменяется под воздействием динамических процессов внешней и внутренней среды ее обитания.
Процесс глобализации оказывает влияние не только на экономическом, политическом уровнях, но и на глубоких культурных уровнях, размывая границы идентичности. Сакральные ценности этноса лежат в основе его культурной идентичности. Процесс глобализации, формируя гомогенный, рационализированный контекст, лишает сакрального измерения, что провоцирует протестные реакции в защиту этнокультурной самобытности. Вместе с тем, процесс глобализации усложняет, обогащает структуру идентичностей. Они приобретают многослойность, включающую этнокультурные и глобальные компоненты.
Процесс глобализации связывается с повсеместным распространением потребительской культуры Запада, которая поглощает культурную идентичность наций, попавших под ее влияние. Но главным результатом культурного воздействия процесса глобализации является тенденция к созданию идентичностей там, где их никогда не было.
Глобализацию стали рассматривать как детерриториализацию - утрату привязки социальных процессов к физическому пространству, в которой формируется «глобальный культурный поток», распадающийся на пять культурно-символических пространств-потоков:
Наиболее ощутимо влияние глобализации на локальные культуры в области коммуникативных технологий, а также в гастрономических предпочтениях и пристрастиях.
Сопротивление процессу глобализации также имеет разные формы: от выступлений против губительных последствий глобализации до неприятия глобализации как экспансии западной культуры, подрывающей традиционные культурные ценности незападных цивилизаций, что нередко приводит к конфликтам.
Исследуя процесс глобализации, ученые сходятся во мнении о том, что она не может создать ничего нового: ни нового человека вне культуры, ни новое общество продуктивное в культурном отношении. Глобальная культура не отвечает никаким потребностям общества, не несет каких-либо основ и ценностей. Поэтому идеи мировой памяти, интеграции культуры представляются достаточно проблематичными, предполагая утопическое содержание.
Теоретические обоснования сопротивления процессу глобализации можно встретить трудах адептов культурного релятивизма, что составляет оппозицию учению о социокультурном сверхъединстве. М.Херсковиц, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский и другие теоретики культурного релятивизма выявили несостоятельность европоцентрических конструктов и определили негативные последствия их применения. В основе европейской культурной модели лежат принципы практицизма, утилитаризма и комфорта, которые не являются универсальными и абсолютными ценностями для каждой культуры. Напротив, следование им оборачивается катастрофой для некоторых культур, угасанием их самобытности, омертвению этноса. Поэтому культуру надо понимать с позиции ее внутреннего содержания, а не с позиций ее наблюдателей и реорганизаторов.