Теории социологии культуры


Теории социологии культуры

Культурологическая концепция И. Гердера

Одной из наиболее известных является культурологическая концепция Иоганна Гендера, которая появилась в 18 веке. Согласно его размышлениям, человек – это высшее разумное творением, а его жизненная цель заключается в том, чтобы научиться всему в этой жизни и обрести гуманность и человечность. Это необходимо для того, чтобы относиться не только к себе как к высшему существу, но и воспринимать таким же образом окружающих индивидов.

Гуманным и человечным индивид становится благодаря собственному воспитанию, а также благодаря творчеству и культурной деятельности. Процессы созидания можно назвать ничем иным, как культурой, или возделыванием природы с целью создания наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности индивидов, их адаптации к постоянно меняющейся окружающей среде и требованиям современности. Согласно исследователю, культура всякого народа, и в целом все человечество – это потенциал, обладающий прочностью. Она достаточна для того, чтобы в дальнейшем, если вдруг человек столкнется с непредвиденными разрушениями и кризисами, он мог благополучно вернуться в исходное состояние и продолжать жить в новых условиях, постоянно видоизменяя и улучшая их. Культура – это та самая способность индивида, которая делает его еще более очеловеченным, значимым для окружающего мира. В связи с этим культура практически впервые актуализируется как категория, которая обладает рядом социальных признаков.

Социология культуры В. Гумбольдта

Еще один автор, который поднимал проблемы культуры и социума, - это Вильгельм Гумбольдт (1767-1835 гг.). Он акцентировал внимание на тех различиях, которые существуют между такими понятиями, как «культура» и «цивилизация».

Замечание 1

Под цивилизацией Гумбольдт понимал степень развития человеческой личности и тех отношений и взаимозависимостей, которые появляются между людьми в процессе совместной деятельности.

По мнению исследователя, историческая жизнь общества – это ни что иное, как результат свободы, а также необходимости каждого индивида ощущать, что они соотносятся к чему-то большему, более глобальному. У них есть общая идеология, мировоззрение, они придерживаются одних и тех же точек зрения, норм и ценностей. И, как следствие, все это становится частью культурной жизни человечества. Также сюда следует отнести соотнесение:

  1. По религиозной сфере;
  2. По знаковой системе;
  3. По символической идее;
  4. По языку, на котором говорят представители сообщества.

Именно на идеологических основаниях, предложенных Гумбольдтом, основывается концепция «духовной культуры», которая в дальнейшем разрабатывалась довольно активно в области культурологии. Гумбольдт поднимал большое количество разнообразных проблем и вопросов. Под духовной жизнью и духовной культурной индивида и более обширного сообщества исследователь понимал все разнообразие религиозных и нравственных представлений, которые привели к совершенствованию личности человека и, соответственно, к активным изменениям и улучшениям общественной жизни. Таким образом, культура соотносится в большей степени с нравственным воспитанием и с духовностью индивидов, что позволяет рассматривать ее с немного иной точки зрения, чем предлагал И. Гердер, чьи идеи мы описали в предыдущей части статьи.

К. Маркс и М. Вебер о социологии культуры

Согласно идеям, которые были разработаны К. Марксом, предметность деятельности человека воссоединяет в себе сразу две стороны – это все материальное и все идеальное, что и образует ту самую особую структуру, которая по своей сути и является носителем особой культуры. Сущность культуры и роль человека в ней Маркс видит в социальности индивидов. Он сразу делает акцент на том, что человек – это существо социальное, которое не может существовать без общения и коммуникаций с другими индивидами. Также он нуждается в том, чтобы воссоздавать различные объекты в ходе своей деятельности, поскольку они позволяет ему реализовывать свой творческий и культурный потенциал. Совокупность всех производственных отношений, которые складываются между людьми, составляют одну из наиболее значимых структур общества – экономическую.

Экономическая структура общества – это тот самый базис, на котором возвышается политическая надстройка. Политические мнения оказывают особую роль на общественное мнение и, соответственно, на общественное сознание. Отсюда взаимозависимость и взаимовлияние всех этих составляющих, что и входят в культурную жизнь индивида, становятся факторами ее развития и постепенного «затухания». Способ общественного производства в экономике обуславливает такие процессы жизни индивидов, как:

  • Социальный процесс жизнедеятельности;
  • Политический процесс жизнедеятельности;
  • Духовный процесс жизнедеятельности.
Замечание 2

Таким образом, К. Маркс пришел к своему знаменитому утверждению, которое гласит, что: не сознание индивида определяет его бытие, а общественные явления и бытие определяют сознание индивидов и их рациональную деятельность.

Что касается разработок М. Вебера в области социологии, то он склонялся к идее о том, что культура является достаточно целостным, ценностным понятием. Окружающая нас эмпирическая реальность – это культурная реальность, так как мы соотносим ее со своими ценностными и мировоззренческими идеями. Культура охватывает в себя только те компоненты окружающей действительности, которые являются наиболее значимыми для нас, поскольку мы сами придаем им некоторую ценность в своей жизни и деятельности.

Вебер утверждал, что рациональные формы подвергают и принуждают каждого человека, они формируют его образ мышления, стиль жизни, причем не только тех людей, которые непосредственно связаны со своими формами деятельности, а вообще в целом всех ввергнутых в этот механизм с самого своего рождения и до момента смерти. Таким образом, культура – часть жизни индивидов, которая прививается на начальной стадии социализации, и существует в жизни человека до наступления биологической смерти.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :