Теории культуры философии


Теории культуры философии

Теорий возникновения культуры в науке очень много. Данная проблема является самой сложной и противоречивой в философии и культурологии. Над этим вопросом размышляют философы, культурологи, ученые других областей знания, которые сходятся в мысли о том, что зарождение культуры связано с появлением человека как мыслящего существа. На вопрос, что послужило стимулом перехода человеческой особи к разумному существу, в культурологи и философии существует множество различных ответов.

В философии и культурологии присутствует множество теорий, объясняющих возникновение и развитие культуры. Остановимся подробнее на некоторых из них

Божественные теории культурогенеза

Креационистская и Трансцендентальная концепции (П. А. Флоренский, В. С. Соловьев), в основе которых лежит понимание Бога как всеобъемлющей первоосновы, как создателя всего живого и неживого, в том числе человека и культуры. Культура здесь – это не естественный процесс развития человека, а идея высшего замысла, высшая цель, к которой стремиться человек, чтобы приблизиться к Богу.

В Гуманистически-демиургической концепции (Н. Л. Бердяев) культурогенеза заключена все та же идея Бога, который создал Землю и человека за 7 дней. Человек же создает свой мир, который является миром культуры.

Замечание 1

Общее у этих концепций то, что они не имеют научности, так как основаны на признании некой высшей силы.

Научные теории культурогенеза

Космологическая концепция. Ее представители (В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л. H. Гумилев и др.) причину развития культуры видели в действии особых сил космоса, в результате чего возникли благоприятные условия для развития человека. Л. Н. Гумилев считал, что развитие творческих способностей у человека произошло в результате пассионарных толчков, связанных с комическими излучениями особого вида.

В Натуралистических концепциях (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) происхождение культуры связывают с естественным саморазвитием человека, считают появление культуры результатом его эволюции.

В основе Игровых концепций (Й. Хейзинг) культурогенеза лежит идея, что культура развилась из игровой деятельности. Данные концепции утверждают, что из игры впоследствии развились спорт, искусство, философия, религия и другие стороны культуры. В процессе игры у человека раскрывались его сильные качества, развивались творческие способности. Игровая деятельность была свойственна и животным, но на вопрос, почему культура появилась только у потомков обезьян, ответа нет.

Психоаналитическая концепция культурогенеза была создана 3. Фрейдом. Здесь проблема возникновения культуры представлена в другом ракурсе. По мнению Фрейда, возникновение культуры связано с подавлений первичных инстинктов, в результате чего появляются нормы и правила поведения. Другими словами, культура возникла как способ сохранения человека как вида.

Еще одна концепция появления культуры была освещена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и получила название Орудийно-трудовая. В данной теории утверждается, что культура получила развитие в процессе коллективной трудовой деятельности. Энгельс объясняет это тем, что в процессе труда возникала необходимость организации и согласования действий, чтобы деятельность была эффективной. Для этого нужно было средство общения, в результате чего сознание человека развивалось параллельно с речью. Позже человек освободил свое время для удовлетворения творческих потребностей. Так возникла культура.

Социальная концепция (Б. Малиновский) культурогенеза является своеобразным продолжение орудийно-трудовой концепции. Но здесь главной силой прогресса считается не труд как таковой, а необходимость создания коллектива для совместной деятельности:

  • охоты,
  • земледелия,
  • обустройства быта.

Поэтому социальные отношения, выступающие на первый план в повседневной деятельности людей, и необходимость их регулирования явились стимулом в развитии культуры.

Роль социальных отношений в культурогенезе с другой стороны рассматривает Магическая теория (Дж. Фрэзер, Леви-Брюль и др.). В основе этой концепции лежит утверждение о том, что уклад быта, отношения, мышление были пронизаны первобытными магическими, мифологическими представлениями. Из-за неумения объяснить явления окружающего мира, люди боялись его. Для того чтоб выжить человек создал мифологическую систему, которая объясняла устройство мира и давала человеку правила поведения. Отсюда возникло множество обычаев, ритуалов, что составило первоначальное представление о религии, а соответственно явилось первыми элементами культуры.

Символическая концепция (К. Г. Юнга, Л. Уайт, Э. Кассирер, У. М. Урбан, С. Лангер) утверждает, что культура возникла в результате способности человека создавать искусственный мир с помощью символов. Эта способность возникла у человека, когда человек по каким-то причинам потерял связь с природой, перестал ее слышать и понимать. И чтобы выжить в чуждом человеку окружающем мире, человек выходит за рами своей видовой программы, вырабатывает систему ориентиров, которые составили основу игрового символического приспособления к миру природы. В первобытные времена символы наделялись реальной силой, в них были закреплены стандарты поведения.

Таким образом, рассмотрев основные концепции появления культуры, мы приходим к выводу о том, что наука не владеет доказательной и аргументированной теорией возникновения культуры, становления человека как мыслящего существа. Что способствовало качественным изменениям биологического вида, приведшим к возникновению совершенного иного существа, наделенного душой и разумом? Возможно, это произошло так, как считают Ф. Энгельс, К. Маркс, а может быть это случилось так, как полагают Э. Кассирер, Т. Роззак, или Дж. Фрэзер и Леви-Брюль. На этот вопрос у науки нет однозначного ответа. Но здесь становится ясно одно, что, несмотря на различные взгляды философов и культурологов на эту проблему, все эти теории не только содержат противоречивые черты, но и имеют общие компоненты, взаимно дополняющие друг друга. На этой основе можно сделать вывод о сложности и необъяснимости вопроса культурогенеза, и в то же время заключить, что эта проблема носит комплексный характер.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :