Культурология в самостоятельную область исследования выделилась из философии. Это происходило в рамках процесса становления научного знания, когда большинство научных философских ответвлений превращались в самостоятельные дисциплины. В процессе своего развития культурология распадется на две части теоретическую культурологию и прикладную культурологию, каждую из которых представляет ряд дисциплин теоретического и прикладного характера соответственно.
Теоретическая культурология решает глобальные проблемы культуры, связанные с общими закономерностями ее развития, ее методологией и методикой, генезисом и типологией культур. Теоретическая культурология включает в себя ряд научных направлений, элементов теоретической культуры, что в своей совокупности составляет ее основу. Здесь можно назвать следующие направления:
Рассмотрим их наиболее подробно.
Предметом социальной культурологии являются процессы и явления в жизнедеятельности общества, где человек исследуется как главный субъект культурных процессов. Исследования социальной культурологии подразделяются на уровни. На первом уровне исследования характеризуются изучением процессов и закономерностей культурных явлений как особого рода социальных продуктов. Это уровень общей теории культуры, где:
Исследования второго уровня анализируют культурные системы, т.е. культуру какого-либо этноса, нации, общества, сословия или социальной группы. Для этого в социологии культуры выделяют:
Исследования третьего уровня анализируют различные культурные формы, характерные для каждой конкретной культуры.
Четвертый уровень исследований анализирует факты культуры, что подразумевает под собой анализ частных проявлений культуры. Сюда можно отнести любой объект, созданный человеком.
В данном научном направлении в центре исследований стоит человек как носитель той или иной культуры. Внимание исследователей здесь направлено на процесс усвоения правил, ценностей, норм поведения. В рамках данного направления исследуются взаимоотношения человека и культуры, человека и природы, человека и человека с позиции, что человек является творцом культуры, ее носителем и потребителем. Здесь рассматриваются проблемы духовного становления личности, развития способностей личности, выявления ее талантов.
На первом уровне исследования изучают глобальные вопросы, связанные с личностью носителя культуры. Создаются социокультурные теории личности, выявляются связи поведения человека и культуры, анализируются причины каких-либо нарушений.
Исследования второго уровня изучают методы и стили воспитания личности, процессы взаимодействия человека и социума.
Исследования третьего уровня связаны с изучением процессов воспроизводства личностью усвоенных правил и норм культуры, которые находятся в подсознании индивида. Это культурное подсознание получает в науке название стереотипы, понимаемые как автоматизированные программы поведения, восприятия и мышления, что в совокупности своей образует ментальность.
Под ментальностью следует понимать некие культурные формы, воспринятые и свойственные как отдельному индивиду, так и народу, социуму, этносу. Синонимом этому слову будет служить словосочетание «национальный характер».
Исследования четвертого уровня характеризуются анализом творческого начала индивида. В процессе творческой деятельности человека возникают новые витки развития культуры. Сюда следует отнести и гениальные прорывы, явившиеся достоянием мировой культуры, так и творческую деятельность обычного человека, в процессе которой происходит восприятие и преодоление норм и стереотипов и создание нечто нового.
Данное научное направление изучает культуры в текстах. Здесь исследуется вся совокупность информационных носителей, которые осуществляют процесс кодирования, хранения и транслирования культурно значимой информации. В центре внимания стоит проблема коммуникации между людьми, культура в знаках, так как все культурные процессы тесно взаимосвязаны с коммуникацией между людьми. Это не только язык, на котором люди общаются, это также различные символы, знаки, обряды, предметы материальной культуры и много другое.
Первый уровень исследований этого направления связан с общей теоретической основой семантизации в культуре. Сюда относятся исследования, прослеживающие типологию семантизации, динамику данных процессов и другое.
Второй уровень направлен на анализ семантических систем таких, как:
Третий уровень предполагает анализ семантических форм, артефактов культуры.
История культурологии изучает процесс возникновения и развития теорий и концепций культуры. Объем это части знания достаточно большой. Он охватывает как культурологическое, так и философское знание.
Таким образом, рассмотрев более подробно элементы, составляющие теоретическую культурологию, можно заключить, что все они в совокупности представляют собой иерархическую систему - от изучения глобальных проблем культуры до исследования ее частных единичных проявлений.