Каждая научная дисциплина характеризуется наличием предмета и объекта исследования и своей методологической базой. То же относится и к теоретической культурологии. В науке нет универсальных методов исследования, как нет и универсальных задач исследования. Для изучения и анализа проблемы определенного типа, создаются и методы ее изучения и решения. У каждого научного метода исследования есть свои достоинства и свои недостатки, поэтому для эффективной научной деятельности важно сделать правильный выбор метода, что является приоритетной задачей каждой развивающейся науки.
Культурологическая наука характеризуется большим разнообразием методов, применяемых для исследования многогранного феномена культуры, что вызвано особой сложностью предмета, а также ее обширными межпредметными связями.
В рамках культурологии формируются методы для анализа любого культурного явления. Это совокупность всевозможных приемов, процедур, операций, которые лежали в основе исследований смежных с культурологией областей научного знания, что в последующем явилось фундаментом культурологии. Но выбор методов для культурологического исследования происходит с особой точностью, бывает и так, что методы трансформируются под конкретные цели и задачи культурологического исследования. Отбор методов также зависит и от позиции автора, его принадлежности к той или иной культурной концепции.
Методы исследования, достигающие схожие цели, образуют некую совокупность или методологическую основу, в результате чего формируются различные подходы в исследованиях культуры. Среди них можно выделить генетический подход, компаративный подход, деятельностный, аксиологический, бытийный, антропологический, социологический и другие. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Генетический подход.
Здесь осуществляется принцип научного историзма, когда культура изучается в процессе своего развития.
Компаративный подход.
Данный подход позволяет проанализировать и сравнить разные культуры или сделать определенный исторический срез разных культур с последующим сравнением, тем самым выявляется специфические черты той или иной культуры.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход позволяет исследовать вопрос культурных ценностей. Здесь главной культурной ценностью выступает человек и его культурная деятельность, направленная на сохранение вида «существа разумного».
Бытийный подход.
При данном подходе культура понимается как явление объективного характера, связанное с социумом. Именно культура выполняет функцию консолидации общества, так как обладает системные качествами. Общество и культура взаимозависимы и мылятся как тождественные категории, имеющие одинаковую структуру. Отсюда возникает деление на материальную и духовную культуру, где к материальной относятся технологические достижения, а к духовной - идеология. Л.Уайт выделяет еще одну подсистему, характеризующуюся коллективным и индивидуальным поведением.
Антропологический подход.
Данный подход сформировался в работах Г. Спенсера, Э. Б. Тайлора «Первобытная культура». В рамках этого подхода сформировались структурализм и функционализм. Культура здесь мыслиться как единое целое, где каждый компонент имеет свою функцию и является незаменимым.
Социологический подход.
Данный подход получил распространение на западе. Исследование культуры осуществляется в результате сопоставления культуры и других социальных явлений. Здесь понятие культуры сужено.
Структуралистский подход.
В рамках данного подхода решается проблема перехода от природы к культуре. Здесь находят применение теории структурной лингвистики.
Регулятивный подход.
В рамках данного подхода культура рассматривается как некая совокупность социальных систем с аксиологическим компонентом.
Семиотический подход.
Представителями данного подхода являются Э. Кассирер, Ю.М. Лотман. Понимание и исследование культуры осуществляется посредством знаковых систем различного характера.
Исследуя подходы и методы культурологии нельзя не сказать еще о двух методах.
Диалоговый метод.
Зародился этот метод еще в эпоху Античности у Сократа. В рамках этого метода культура понимается как макродиалог людей, культур прошлого, настоящего и будущего. Несмотря на уникальность каждой культуры, присутствует и процесс взаимодействия. Формой общения подобного взаимодействия выступает произведение. В произведениях культуры мир порождается заново как в процессе восприятия, так и в процессе порождения произведения.
Синергетический подход.
Суть данного подхода заключена в понимании единства современного мира. Неустойчивость, линейность, хаос, детерминированный хаос – категории, которыми оперирует данный подход.
В истории становления методологии культурологии можно выделить несколько уровней.
Таким образом, культурология ставит перед собой цель не простого описания накопленных человечеством знаний, а стремиться осмыслить всю сложность феномена культуры как системного единства. Этим можно объяснить разностороннюю и объемную методологическую базу данной отрасли научного знания.