Ученые относят культуру к числу самых древних явлений, которые имеют место быть в человеческой жизни. Она появилась и развивалась вместе с обществом, составляя то, что существенно отличает его от всех иных живых существ и природы в общем. Однако широкий интерес к ее исследованию и осмыслению как уникального процесса реальности сложился относительно недавно. В течение длительного периода времени — нескольких тысячелетий — культура воспринималась как нечто само собой разумеющееся и неотделимое от людей, что не требует особого и пристального внимания.
Рисунок 1. Этапы развития культуры
Культура — фундамент здания полноценной общественной жизни, так как она передается от одного человека к другому в ходе социализации и взаимодействия с другими культурами, а также формирует в индивиде чувство принадлежности к конкретной группе.
Само определение культурология возникло и начало употребляться еще в начале прошлого столетия. Однако более полное развитие и реализацию оно получило в нынешнем веке.
Ключевым катализатором в становлении культурологии как раздела науки послужила разнородность проявлений современной ‘культуры’, которые невозможно было отнести ни к одному из существующих научных направлений.
Исследованием этого явления занимаются история и философия культуры, этнография, археология и социология.
Формирование культуры в науке непосредственно связывают с появлением разумного человека, а человека с созиданием самой культуры. Становление культуры автоматически следовало за эволюцией цивилизации, определяя тем самым все новые критерии, соответствующие ценности и спросу. Культурология всегда была призвана придать ярко выраженный характер разным укладам народов.
Результаты человеческой интеллектуальной деятельности проявляются как в специализированных сферах культуры, так и на уровне элементарной, повседневной культуры.
Разнообразие существовавших и существующих на сегодняшний день культурных направлений обусловлены:
Что касается науки о культуре — культурологии, то она сформировалась еще позднее - уже в нашем столетии. Конечно, культура исследовалась и раньше. Приблизительно до середины XIX столетия философия и история занимались этим вопросом, затем к ним подключились иные науки — филология, этнография и антропология. В конце прошлого века ученые предприняли первые попытки создания культурологии. Например, на территории Германии, где в рамках нового научного раздела рассматривалась в первую очередь религия.
Однако в более широком смысле — и по сути, и по названию — культурология появилась только в XX столетии.
Весомый вклад в развитие культурологии внес известный американский исследователь Л. Уайт (1900-1975) своей работой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга заключается прежде всего в том, что он смог четко поставить вопрос о надобности строгой трактовки предмета культурологии, тех процессов, которые должны входить в ее основную компетенцию.
Рисунок 2. Направления культурологии
Первым видом в культурологии является философия культуры, которая определяется как общая гипотеза культуры. Философская культурология прежде всего ставит перед собой задачу осмысления, осознания и объяснения культуры через ее наиболее существенные черты. Она предоставляет понимание и описание сущности культуры, ее главного отличия от природы, соотношения с обществом и другими физическими явлениями. В ее объект входит изучение структуры, роли и функции культуры в человеческой жизни. философия культуры определяет основные тенденции в развитии культуры, стремится раскрыть истинные причины ее взлетов и падений.
Вторым видом считается история культуры. В определенной мере историческая культурология определяет философско-теоретические вопросы. Однако ключевая ее задача — дать точное знание о той или иной культуре. Ее предметом обычно выступает национальная, мировая или региональная культура. Она не столько определяет, сколько описывает события и достижения культуры, констатирует факты, выделяя в них самые выдающиеся памятники или имена великих творцов.
Третьим видом является социологическая культурология. Она изучает реальное функционирование имеющихся в культуре субкультур — элитарной и массовой, городской и сельской, мужской и женской. Ее интересуют в первую очередь происходящие преобразования в культуре, их общая динамика, реакция на них конкретных слоев общества, активность «потребления» культуры.
К социологии культуры непосредственно примыкает психология культуры, в которой на данный момент изучается тенденция стать самостоятельной научной дисциплиной. На базе социально-психологических исследований эта сфера устанавливает культурный и исторические типы личности, которые характерны для данного общества.
До недавнего времени огромное влияние имела филологическая культурология, в которой любая национальная культура рассматривается через призму литературы и языка.
В последнее время широкое распространение получили универсальные структурно-семиотические концепции культуры, которые опираются на новейшие лингвистические методы, изучающие культурные процессы посредством знаков.
В целом же культурология еще не достигла зрелого уровня и находится на стадии становления. В ней нет еще правильно разработанных категорий, понятий и терминологического аппарата. Тем не менее формирование культурологии идет уверенными шагами и весьма интенсивно. На это указывает рост количества определений самой культуры. По подсчетам западных ученых, в начале прошлого века таких терминов было немного — примерно десять.
К середине ХХ века их число возросло до пятидесяти. На сегодняшний день этот показатель перевалил за полтысячи. Культура при этом изучается с различных точек зрения. Так, многие современные философы-просветители понимают культуру как степень человеческого в людях, имея в виду его духовное и внутреннее богатство.
Эволюция культуры находит свое выражение в возрастании суммы накапливаемых положительных навыков и знаний, затрагивая всю структуру цивилизации. На каждой исторической стадии культура применяет определенную общность познавательных форм - фундаментальных понятий, методов, категорий, принципов и схем объяснения.
Обобщая существующие на данный момент точки зрения на культуру, можно утверждать, что слово «культура» имеет три ключевых значения:
В самом широком смысле под культурой часто понимается все достижения человечества, все созданное человеком. В этом аспекте культуру условно подразделяют на духовную и материальную. Такое деление отметил еще Цицерон, который первым заметил, что наряду с «культурой возделывания земли» существует также «культура возделывание души». Между указанными видами культуры имеется глубинное единство, так как они обе являются результатом человеческой интеллектуальной деятельности, у истоков которой в конечном счете расположено духовное начало — проекты идеи и замыслы человека, которые он воплощает в жизни посредством материальных форм.