Проблема речевой культуры


Проблема речевой культуры

Проблема речевой культуры на сегодняшний день стала одной из актуальных проблем современности.

  • В первую очередь, это связано со снижением общего уровня культуры,
  • во-вторых, с особенностями современной эпохи, главными чертами которой является информационность.

Информационные технологии проникают во все сферы общества, оказывая прямое воздействие на жизнедеятельность человека. Более того, информационная культура развивается в интернет-коммуникациях, что, по оценкам специалистов, пагубно воздействует на общей уровень речевой культуры.

На сегодняшний момент человечество озабочено сохранением культурного многообразия, но с развитием глобализации, с ее унифицированными и обобщающими тенденциями это становиться сделать все труднее.

Замечание 1

А ведь главные специфические национальные черты содержит язык народа, как главный источник знаний, хранитель этнического опыта, как основа национальной ментальности и мировидения. Именно поэтому проблеме речевой культуры, которая, в свою очередь, тесно связывается с культурой общения, в современном научном знании уделяется особо пристальное внимание.

Научная разработанность проблемы речевой культуры в сфере интернет-коммуникации

В настоящее время в глобальном мире происходит стремительное развитие новой коммуникационной среды, основанной на цифровых средствах связи и информационных технологиях, коренным образом преобразовавших человеческое общение.

В связи с этим специфика сетевого общения, изучение новых тенденций изменения языка в условиях быстро развивающейся интернет-коммуникаци все больше привлекает внимание таких исследователей, как лингвисты, математики, программисты, поскольку глубокое понимание изменений, происходящих в языке под влиянием общения с помощью компьютеров или мультимедийных устройств, невозможно без научного лингвистического описания и осмысления особенностей речевого взаимодействия в сети Интернет.

Повышенное внимание лингвистов к интернет-среде привело к тому, что в последние десятилетия исследования виртуального общения начинают складываться в отдельную область лингвистики, нередко называемую интернет-лингвистикой. Данная область знания стремительно развивается, но, тем не менее, нуждается в дальнейшем уточнении и развитии собственного концептуального аппарата и методов исследования.

Методологическую и теоретическую базу исследований в сфере интернет-коммуникации составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых: в области анализа компьютерного дискурса Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, Л.Г. Ковальской; в области теории коммуникации А.Н. Баранова, В.Б. Кашкина: в области лингвистики сети Интернет Н. Г. Асмус, О.В. Дедовой, О.И. Ермаковой, Л.Ю. Иванова, Н.Б. Мечковской; в сфере коммуникативной лингвистики Н.Д. Арутюновой, Ю.Д Апресяна, В.В. Богданова; в области лингвокультурологии В.В. Воробьева, В.А. Масловой, В.Н. Телии и др.

Исследование различных аспектов интернет коммуникации показывает, что процессы, происходящие в языковой сфере современного общества и отдельного человека, как представителя этого общества в новом коммуникативном формате трансформируются.

Специфика интернет-коммуникативного общения

Термин «коммуникация» (латинское communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле означает обмен информацией. Стремительное развитие и технологическое совершенствование глобальной компьютерной сети Интернет позволяет говорить о наступлении революционного этапа коммуникации, открывающего почти безграничные возможности для коммуникативных процессов.

Замечание 2

Появился новый термин «интернет-общение» - особый вид общения (коммуникации), основанный на использовании цифровых средств связи и компьютерных технологий. Единицей коммуникации в сетевом общении является коммуникативный речевой акт: отправитель кодирует свое сообщение в текст и направляет по каналу связи получателю, который в свою очередь декодирует содержащееся в тексте сообщение.

Наряду с понятием этикета, норм поведения и речевого взаимодействия в реальной жизни существуют правила и нормы сетевого этикета.

Их можно разделить на три категории:

  1. Психологические правила, которые предусматривают способы обращения к собеседнику.
  2. Административные правила, которые устанавливаются администрацией, руководством сайта и регулируют поведение посетителей.
  3. Правила оформления сообщений, текста. Сюда относятся грамотность и стилистические нормы языка.

Но принятые правила регулярно нарушаются.

Замечание 3

Трансформации, происходящие в языке под влиянием новых условий коммуникации, требуют лингвистического наблюдения и широкого научного анализа. Это связано с тем, что происходящие изменения проявляются не только в структуре речевой деятельности, индивидуального речевого поведения, а также в структуре текста, как результирующего продукта сетевого взаимодействия.

Более того, правила и модели интерент-коммуникации активно проникают в среду традиционного общения и, по оценкам специалистов, пагубно воздействуют на общее состояние речевой культуры.

Интернет-коммуникация трактуется в нем как новый вид общения, который строится на основе определенных компьютерных технологий (электронная почта, форумы, блоги, чаты) и совмещает особенности устной и письменной форм коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимость использования для организации процесса общения специальных приборов привносит в коммуникативную среду множество дополнительных условий и характеристик, что порождает специфическую лингвокультурную ситуацию.

Усваивая новые речевые навыки, необходимые для общения в сетевом пространстве, человек «накладывает» их на уже имеющиеся навыки внесетевого общения. Модели коммуникации, опосредованной и не опосредованной компьютером, начинают взаимодействовать в его сознании.

Ученые-лингвисты обращают внимание на то, что использование виртуальной сети Интернет как важнейшего коммуникативного пространства в ближайшей перспективе будет приобретать для человека все более весомое значение, при этом степень участия сетевых технологий в формировании коммуникативного пространства будет неуклонно возрастать. Поэтому уже сейчас необходимо активно браться за формирование культуры общения в целом, развивать нравственную культуру общества, формировать осознанность и ответственность личности в сфере экологии родного языка и речи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :