Развитие национальных культур


Развитие национальных культур

Процесс формирования понятия «динамика культуры» в парадигме научного знания

Проблема развития национальных культур интересовала ученых еще со времен Античности. В процессе культурно-исторического развития структура данной проблемы усложняется, и ориентировочно к XIX веку формируются первые научные представления о культурной динамике, которая рассматривается в рамках эволюционного направления того времени. Но сам термин динамика еще не присутствует в парадигме научного знания.

В научных исследованиях освещались вопросы постепенного развития культуры, создавались модели развития культуры от первобытности до современных дней. В научных теориях развития национальных культур присутствовало тяготение к абсолютизму, что определяло процессы развития культур по заданному вектору: от простого к сложному, не допуская каких-либо отклонений от заданной траектории. Ученые того времени считали, что развитие культур – это запрограммированное прогрессивное их усложнение.

В процессе дальнейшей разработки проблемы развития национальных культур расширяется представление о сущности их изменений. Теперь развитие предполагает не только эволюционные изменения в культуре, но и любые трансформации внутри культуры.

К XX веку формируется научная область, где исследуется динамика культурного развития посредством анализа сдвигов и трансформаций культурных форм. Подобные трансформации могут иметь различные характеристики, которые включают интенсивность или слабость, упорядоченность или хаотичность, устойчивость или неустойчивость, и ведут к кризису культуры или к ее развитию.

Переломным моментов в развитии теории динамики культур явилась книга «Социальная и культурная динамика» (1937–1941) отечественного социолога П.А. Сорокина. В ней исследователь впервые применяет термин «динамика культуры», анализируя культурные изменения.

В настоящее время термин «динамика культуры» предполагает следующее содержание:

Определение 1

«изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию».

Сейчас научные исследования динамики культуры предполагают решение вопросов, связанных с типами и формами культурных изменений, их механизмами и определяющими факторами. Результатом этих исследований явилась разработка моделей динамики культуры, функция которых заключена в представлении целостной сущности изменений культуры, описывающих общие формы этих изменений, но не касающиеся изучения процессов этих изменений.

Модели динамики культуры

Исследование культурных трансформаций, выявление культурных циклов развития основывается на наблюдении развития различных сфер культуры:

  • хозяйственных этапов развития,
  • этапов развития науки,
  • искусства,
  • быта.

Сюда же относится наблюдение за жизнью личность, выделяя в ней наиболее важные периоды в развитии.

По результатам таких наблюдений исследователи пришли к выводу, что процесс развития культуры имеет определенную последовательность этапов, которая существует в двух формах: эволюция и цикл.

  • Эволюционный путь развития предполагает последовательный необратимый переход на более высокий уровень.
  • Циклический или временной путь существует в повторяющейся последовательности этапов развития.

В науке первая модель развития приобрела название эволюционной или линеарной модели, вторая – циклической модели.

Замечание 1

Таким образом, в науке сложились две основные модели динамики культуры: циклическая и эволюционная, а также модели, синтезирующие в себе черты этих двух моделей.

Сущность циклической модели развития культуры

Представление о циклическом развитии культуры присутствовало еще в Древнем мире и выражалось в мифологических представлениях о мире в Китае, Древней Греции, Индии. В их основе лежали циклические изменения в природе (смена дня и ночи, смена времен года), что породило идею вечного возвращения «на круги своя».

Первое теоретизированное осмысление изменений, происходящих в культуре, принадлежит Гесиоду. Он разделил всю историю человечества на четыре периода:

  1. Золотой век.
  2. Серебряный век.
  3. Медный век.
  4. Железный век.

Эти периоды сменяют друг друга, и ход времени мыслится как вечность. Для каждого этапа развития свойственны свои характерные черты, существование которых не зависит от какого-либо конкретного общества. И смысл истории заключен в постоянном воспроизведении характерных черт и законов.

Золотой век – это начальный период развития человека и культуры мыслится как идеальный архетип, идеальная модель мира. Чем дальше человек уходит от золотого века, тем ярче проявляются отклонения, изменения в жизненном устройстве человека, которые в конечном моменте развития проявляются как кризис культуры, выражающийся в противостоянии человека и природы, бунтом природы против человека.

Сущность линеарной модели развития

Линеарная модель развития культуры сформировалась в результате осмысления идей христианства в рамках его теологической сущности. В основу данной модели легла христианская парадигма, предполагающая стрелу времени, которая разомкнула круг вечности и ввела понятия начала и конца истории. В рамках данной модели сформировались новые проблемы, связанные с прогрессом, смыслом и целями культурного развития.

Замечание 2

Наиболее полно и глубоко линеарную концепцию развития разрабатывали представители немецкого и французского Просвещения (И. Гердер, А. Кондорсе), в марксизме, в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), в эволюционизме социальной и культурной антропологии (Э. Тайлор, Д. Фрэзер, Л. Морган), а также в неоэволюционистском направлении культурологии (Л. Уайт, К. Клакхон).

Основа линеарной модели развития заключена в идее прогресса, подразумевающей количественное и качественное улучшение жизни человека и общества.

Это основные модели развития культуры, существующие в современной культурологии. Каждая их них имеет право на существование и является истинной, что объясняется сложностью самого объекта исследования – культуры, которую нельзя свести к единому фактору.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :