В современном мире в связи с процессами глобализации остро встает проблема духовной культуры этносов, народов.
В своей основе каждая культура содержит материальные и духовные составляющие.
Материальная часть представлена достижениями научно-технического прогресса.
Духовный же компонент составляет более сложную структуру и образуется нормами, правилами, образцами, эталонами, моделями и нормами поведения, законами, ценностями, ритуалами, символами, мифами, знаниями, идеями обычаями, традициями, языком.
Они также представляют собой продукт деятельности людей, но только ментальной сущности.
Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Духовная культура так же, как и материальная, призвана удовлетворять различные потребности человека, которые, прежде всего, связаны с совместным общежитием. Для этого человек приобретает необходимые ему знания и создает различные системы ценностей. Так происходит формирование различных сфер духовной культуры, таких как политика, религия, философия, право, искусство, наука, нравственность. Поэтому духовная культура имеет многокомпонентную структуру.
Многообразие ценностных ориентиров, созданных человечеством, можно разделить на несколько групп по нескольким категориям. Такая классификационная система, естественно, может носить только условный характер. Так можно выделить следующие группы ценностей:
В зависимости от группы лиц, принимающих тот или иной комплекс ценностей, можно выделить:
Культурные ценности относительны и подвижны. Они могут переосмысляться и переходить из одного яруса в другой. Так, например, по мере развития социума переосмысляется религиозная составляющая жизни.
Если в эпоху Средневековья религия, вера являлась доминантой общественного сознания, то по мере развития науки, ей на смену приходит рационализм и религия уже не имеет такого довлеющего значения в жизни общества. Переход ценностей из одного уровня в другой также обусловлен развитием общества или какими-либо другими культурно-историческими явлениями.
Например, классическое литературное произведение на момент создания являлось ценностью личностного уровня, но затем по мере знакомства с ним общества превратилось в достояние мировой культуры.
Для вышеперечисленных ценностей характерны также определенные закономерности.
Так, например, блюститель только общечеловеческих ценностей превращается в космополита, национальных – в нациста, классовых – в маргинала и т.д. Поэтому истинно культурный человек должен сохранять внутреннюю гармонию и не впадать в крайности.
На современном этапе развития материальная культура вытеснила духовную практически полностью. Причины такому положению вещей исследователи находят в особенностях современной эпохи, главными чертами которой является информационность, техногенность, демократизм, глобализация.
Культурологи утверждают, что обществу характерны подмены духовных ценностей материальными, люди путают средства жизни с целями жизни, стремясь к созданию физического комфорта и успешной социализации.
Глобализация во главу угла ставит материальную, коммерческую строну бытия. Сегодня коммерция поглотила культуру целиком, все сферы культуры ориентированы на получение прибыли.
В обыденном сознании прочно закрепился термин «индустрия красоты», содержание которого связывается с любыми коммерческими проектами, в основе которых лежит творческое начало и, вместе с тем, с влиянием технологических инноваций на мировую культуру.
Утрата духовности ведет к потере творческого импульса, который лежит в основе дальнейшего развития каждой культуры. Без креативного начала культуры замедляют свое развитие, лишаются потенциала к взаимодействию с другими культурами. Это ведет к их унификации и универсализации, к сокращению культурного многообразия мира.