Методы социологии культуры


Методы социологии культуры

Предмет исследований социологии культуры

Одна из особенностей исследований социологии культуры заключается в том, что она имеет дело с фактами человеческого сознания, а также со всем многообразием явлений, которые проявляются в духовной жизни индивидов. Иные области, относящиеся к социологическим наукам, сталкиваются ровно с такой же самой проблемой (в качестве примера здесь следует упомянуть социальную политику и этносоциологию), тем не менее, и исследователи в области социологии культуры подчеркивают фундаментальный характер данной проблемы.

Замечание 1

Социология культуры заинтересована не только в том, чтобы изучать поступки людей, но также и в том, чтобы понять, какое значение придают люди этим самым поступкам, и что ими движет в осуществлении той или иной деятельности.

Эта проблема было осознана еще в начале прошлого века. Именно тогда М. Вебер уделил большое внимание разработке так называемой «понимающей» социологии. Но вскоре оказалось, что чем больше ученые узнавали о законах развития общественного сознания, тем сильнее они откладывали решение о том, что социологию культуры действительно необходимо выдвинуть на качественной новый уровень развития и организовывать в связи с этим новейшие социологические исследования с использованием ряда социологических методов и техник.

В исследованиях социологии культуры подчеркивается, что между культурными явлениями и человеком, который их интерпретирует, есть определенный смысловой зазор. Он может быть в разное время меньше или больше, но полностью устранить его не представляется возможным. Так, к примеру, социолог не может полностью слиться с субкультурой, которую он исследует, иначе он перестанет быть ученым, который высказывает исключительно свое объективное мнение. В его рассуждениях появится субъективность, которая не позволит представить правдивую и качественную картину явления и процессов. Таким образом, мы не просто находим смыслы в культурных явлениях и процессах, но и вписываем свои собственные, опираясь на свое мировоззрение, воспитание, идеологические установки и иные сознательные элементы.

Характеристика методов социологии культуры

В исследованиях из области социологии культуры авторами используются некоторые характерные подходы. К их числу относятся антропологический, исторический, деятельностно-поведенческий (иными словами, социокультурный), ценностный (аксиологический) и цивилизационный.

Также можно выделить такие подходы как:

  • Институциональный;
  • Предметный;
  • Технологический;
  • Текстовый;
  • Символический;
  • Коммуникативный;
  • Психологический;
  • Игровой;
  • Диалоговый.

Каждый из этих подходов обладает своими специфическими особенностями и уникальными свойствами, которые позволяют рассматривать социологию культуры как всесторонне развитую и разностороннюю дисциплину. Помимо того, что для изучения этой области используются традиционные методы, исследователи также акцентируют внимание на том, что иногда они прибегают к тем же методам, что используются иными социологическими дисциплинами. Таким образом, группируя подходы в методы, мы можем выделить следующие ключевые методологические области.

Во-первых, это общенаучные методы, которые также называют общелогическими. Сюда относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, которые позволяют рассмотреть объект исследования социологии культуры именно с точки зрения учета специфики этих аспектов.

Во-вторых, специальные теоретические методы – историко-генетический метод, системный и социально-культурный, структурно-функциональный (рассмотрение объекта как системы, чьи элементы выполняют специфическую функцию и дают возможность объекту представать как всесторонне развитая, полноценная система).

Еще одна группа методов – эмпирические методы и методики, применимые для исследования области социологии культуры. Это общие социологические методы исследований, а также методы, которые исследователи применяют в маркетинговой сфере: анкетирование, эксперимент, наблюдение, контент-анализ, фокус-группа, экспертная оценка, компьютерное моделирование социальных и культурных процессов и явлений.

В отдельную группу выделяют методы культурной антропологии. К ним следует отнести метод сравнения социокультурных фактов и явлений, метод эволюционно-исторического развития культуры и ее основных элементов; структурно-функциональный анализ объектов социологии культуры, а также выявление основных функций и особенностей. Методы историзма и детерминизма. Особую роль играет психологический метод, так как он позволяет определить психологические особенности объектов социологии культуры в становлении того или иного образа мышления, образа жизни.

В культуре, как отмечают исследователи, нашли свое отражение весь комплекс устойчивых связей и оснований. Именно на них базируется жизнь членов общества, которая характерна конкретным стадиям исторического развития социокультурных сообществ. Теоретическое рассмотрение данных оснований позволяет исследователям оценить состояние культуры на конкретном этапе развития, а также изучить основные способы участия людей в том, чтобы создавать качественно и количественно новые социальные и культурные формы. Очень важно рассматривать возможности человека участвовать в создании новых культурных предметов и явлений. Именно в этом выражается его участие в социокультурной жизни, а также то, как он реализует свои уникальные творческие способности и актуализирует свою деятельность.

Методы социологии культуры позволяют осуществить многогранный анализ социокультурных процессов и явлений, а также актуализировать основные проблемы и помочь справиться с ними. Культура – это область достаточно противоречивая, ведь она целиком и полностью зависит от человека, и при этом оказывает сильнейшее влияние на его личность, профессиональные и творческие навыки и в целом на всю его социокультурную деятельность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :