Культурологический подход к анализу истории


Культурологический подход к анализу истории

Основные подходы к изучению истории

В философской мысли одним из самых значимых направлений является «философия истории». Представители этого направления ставят своей целью поиск объективных закономерностей и духовно-нравственных смыслов истории. Философия истории изучает общую логику в историческом развитии человеческого общества, исследует проблематику, связанную с социальным детерминизмом, а также ищет правду и вымысел в фактах и событиях истории.

Замечание 1

Термин «философия истории» первым предложил французский мыслитель Вольтер, однако сам вопрос о существовании всеобщих закономерностей исторического процесса поставил немецкий историк культуры и теолог Иоганн Готфрид Гердер в своём труде «Идеи к философии истории человечества» (1784).

Мыслители, занимавшиеся разработкой и решением проблем философии истории, в своих взглядах на исторический процесс делятся на две группы:

  • те, кто рассматривают историю как процесс, лишённый закономерностей и логических законов (иррационалисты).
  • те, кто усматривает определённую логику и закономерности в истории. К этой категории относится большинство философов.

Среди основных подходов к истории как к логическому и закономерному процессу выделяются:

  1. Культурологический подход.
  2. Формационный подход.
  3. Цивилизационный подход.

Культурологический подход

Данный подход был разработан выдающимся немецким мыслителем Освальдом Шпенглером (1880–1936 гг.) в труде всей его жизни «Закат Европы» (1918–1922 гг.). Системообразующий термин подхода Шпенглера – культура. В общем и целом, культура – это совокупность материальных и нематериальных ценностей человека. Подобно цивилизации (из концепции Арнольда Тойнби) культура проходит определённые ступени в своём развитии, она зарождается, достигает своего пика, и умирает. «Культура» Шпенглера по значению близко «цивилизации» Тойнби, но важно подчеркнуть, что термин «цивилизация» у Шпенглера имеет несколько иное значение, чем у Тойнби. В контексте культурологического подхода «цивилизация» представляет собой наивысшую ступень развития культуры, завершающий период её развития, который предшествует её гибели. Шпенглер утверждал, что умирая, культура превращается в цивилизацию.

В своей философской концепции Шпенглер последовательно разрабатывал идею об уникальности культур, их сменяемости, но не преемственности. Все культуры одинаковы по своему историческому значению. Сравнение различных культур позволило немецкому мыслителю обнаружить единство их судьбы. Каждая культура проходит те же ступени развития, черты основных ступеней развития схожи во всех культурах; все культуры сходны по времени своей жизни (около 1000 лет). Всякая культура, согласно Шпенглеру, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации. Всего Освальдом Шпенглером было выделено восемь культур:

  • китайская;
  • индийская;
  • античная;
  • вавилонская;
  • арабская;
  • египетская;
  • русская;
  • западноевропейская.
Замечание 2

Культурологический подход к анализу исторического процесса был на пике популярности в Европе в первой половине XX века.

Формационный подход

Этот подход был создан и развит знаменитыми немцами Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом. Основной термин данного подхода –общественно-экономическая формация. История анализируется как процесс последовательной смены этих формаций, которые представляет собой определённый уровень развития производительных сил, а также конкретную экономическую модель, господствующую в обществе. Карл Маркс выделял пять формаций:

  • первобытнообщинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • коммунистическая (социалистическая).

Но кроме этого, Маркс писал об ещё одном, специфическом типе экономических отношений, назвав его «азиатский способ производства». Важно заметить, что формационный подход к анализу исторического процесса очень популярен в мировой философской мысли. Данный метод имеет как недостатки, так и преимущества. К преимуществам следует отнести следующие черты: понимание истории как логического, закономерного процесса; основательная разработка вопросов экономического развития; реалистичность и систематизация истории. Среди недостатков метода нужно выделить: невнимательность к культурным, национальным, и случайным факторам; излишняя схематичность; оторванность от особенностей общества; пропуск некоторыми обществами одной из стадий в своём развитии.

Цивилизационный подход

Авторство этого подхода принадлежит британскому историку, философу истории, культурологу и социологу Арнольду Тойнби (1889–1975 гг.). Основной термин подхода – «цивилизация». Согласно взглядам Арнольда Тойнби, «цивилизация» – сообщество людей, объединенных духовными традициями, ценностями, схожей бытовой ойкуменой, а также географическими и историческими рамками. Ход истории – нелинейный, это процесс возникновения, развития, упадка и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в разных частях света.

Цивилизации делятся на две группы: основные и локальные. Основные оставляют заметный культурный след в истории человечества, и оказывают косвенное влияние на другие цивилизации. Локальные же цивилизации сосредоточиваются в границах нации. К основным относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; а также ещё некоторые цивилизации. К локальным относятся: американская, германская, русская, и т.д.

Тойнби считал, что движущими силами исторического процесса являются: вызов, брошенный цивилизации извне; нахождение в неблагоприятных географических и природных условиях; отставание в развитие от других цивилизаций; внешняя военная агрессия. Всем этим вызовам цивилизация отвечает в виде деятельность талантливых, выдающихся индивидов. Таким образом, развитие всей истории выстраивается по схеме «вызов ответ». Внутренняя структура цивилизации – это творческое меньшинство и инертное большинство. Творческое меньшинство увлекает своими идеями и ведёт за собой инертное большинство, чтобы ответить на вызовы, которые были брошены цивилизации. Но талантливые индивиды, составляющие творческое меньшинство не всегда могут оказывать влияние на инертную массу. Большинство имеет склонность поглощать энергию узкой группы творческих личностей. В такой ситуации развитие останавливается, и начинается период упадка. Подобно человеку, каждая цивилизация проходит определённые этапы: рождается, достигает пика своего развития (у человека акмэ), входит в период упадка, и умирает.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :