Культурологическая концепция


Культурологическая концепция

Сущность культурологии

Для максимального погружения в проблематику вопроса, обратимся к базовым понятиям.

Определение 1

Итак, культурология, в общем смысле являет собой обширную совокупность учений, в том числе богословских и философских, направленных на раскрытие сущности культуры во всех ее проявлениях - исторических аспектах, закономерностях и путях развития.

Помимо прочего, культурология охватывает учения о культурных институтах, посредством которых осуществляется не только образование и воспитание человека, но происходит также хранение и передача культурной информации. Таким образом, само понятие культурологии не является единым и однородным; оно охватывает комплекс дисциплин, таких как история, социология культуры, философия и широкий спектр антропологических учений. При таком подходе культурология как наука теряет свой собственный предмет изучения, что является следствием ее существования на стыке различных по своим концептуальным решениям наук.

Принимая во внимание озвученные затруднения, стоит обособить культурологию как отдельное учение. В этом ключе, данное направление будет представлять собой не что иное, как общую теорию культуры, базирующуюся на следствиях из узкоспециализированных дисциплин, вроде художественной культуры, истории культуры и иных частных наук. При этом подходе культурология направлена на изучение культуры в конкретных аспектах, в которых она выступает в качестве формы характеристики человека

Таким образом, наиболее общие задачи культурологии включают в себя:

  • целостное объяснение феномена культуры, выделение ее особенностей и признаков;
  • изучение генезиса и последующего развития культуры, в том числе на междисциплинарном уровне;
  • разработка понятийного и категориального аппарата культуры.

Среди главных функций этой науки стоит выделить:

  • познавательную;
  • мировоззренческую;
  • оценочную;
  • образовательную;
  • и, разумеется, концептуально-описательную.

Отметим, как каждая из этих функций формирует отдельный путь развития науки, и в рамках данной темы мы остановимся на последней из них – концептуально-описательной.

Суть данной функции заключена в разработке теоретических систем, категорий и понятий, способствующих становлению единой целостной картины развития культуры, а также в формулировке правил характеристики раскрытия социокультурных процессов.

Краткий исторический экскурс

Одна из первых попыток объяснить существование культуры как явления была предпринята в XVII в философом Т. Гоббсом и правоведом С. Пуффенлорфом. Именно в их трудах прослеживается зародившаяся на тот момент тенденция разделения двух человеческих состояний – естественного и культурного. Первое представляет собой, своего рода, начальную ступень развития человека, творчески пассивную.

На рубеже XVII-XIX вв. становление культурологии приобрело исторический аспект. Так, согласно работам немецкого просветителя И. Г. Гендера, эволюция культуры являет собой смысл и содержание исторического процесса. Культура проявляет себя в раскрытии сущности человеческих возможностей, которые заметно различаются у разных народов на пути их исторического развития. Как следствие, на любом историческом срезе уровень развития культурных традиций неоднороден. Духовная жизнь человека становилась, своего рода, ядром культуры.

В начале XX века происходит переосмысление аксиоматической нагрузки культуры; она становится первостепенной проблемой. В то же время актуальными становятся вопросы кризиса европейского общества. Ученые и философы того периода приходят к необходимости интеграции различных учений в единую, систематизированную науку с четким концептуальным подходом к изучению явлений культуры, мышления и искусства.

Все это стало предпосылками к зарождению культурологии как науки. Термин культурология появился впервые в работах немецкого ученого В. Оствальда, однако в то время он не получил широкой огласки. Фундаментом для возникновения этой дисциплины стали работы американского антрополога Л. А. Уайта, который обозначил необходимость слияния всех ранее известных учений о культуре в единую науку, сформулировал начальные общетеоретические положения зарождающейся науки и способствовал ее отделению от смежных дисциплин.

Культурологические концепции в историческом аспекте

Рассмотрение вопросов концепций культурологии можно проводить по разным направлениям, мы же выберем наиболее понятный подход, рассматривающий основные теории, начиная с периода античности.

Итак, во времена Античной Греции философами-современниками были обозначены следующие положения, относительно человека и культуры. Во-первых, человек – мера всех вещей, и нет ничего ценнее, чем человек. Культура, в свою очередь, это дар богов. В более позднее время курс изменился, и человек стал восприниматься творцом культуры. Стоит отметить, что именно античные греки стали родоначальниками архитектуры, заложили основы науки и техники.

Согласно древнеримскому политическому деятелю и философу Цицерону, под культурой следует понимать совершенствование духа и ума. Подлинной культурой считался тот особый строй жизни, когда духовное воспитание и интересы государства неразрывны. Антиподом культуры принимали варварство, а слово «варвар» было синонимично невежеству, антикультуре.

В средние века происходит упадок культуры, теряется римская письменность, бывшая до того периода основным вектором распространения культуры. В то же время происходит резкое развитие в плане духовности человека, практически повсеместно расходятся христианские учения. Главной ценностью культуры становится образ Бога; жизнь же человека должна быть направлена на единение с божественными силами. Античные устои теряют свой смысл, поскольку ориентация человека на человека в тот период была неверной. Средние века создали атмосферу бесконечного духовного самосовершенствования, а культура стала своего рода системой координат, ведущих к Богу.

Замечание 1

Ренессанс ознаменовался очередной сменой курса развития культуры. Была намечена позиция самоутверждения и самосознания человеческой силы и талантов. Человек вновь становится творцом самого себя и мира в целом. Культура здесь рассматривается через призму преображения природы и образа человека. Эти положения были главенствующими и в следующем историческом пласте – Новом времени.

Эпоха просвещения привнесла множество новых идей. Так, например, согласно Ж. Руссо, человек идеален, а культура и религия позволяют подчеркнуть неравенство людей. По Канту человек – высшая культурная ценность, находящаяся между Богом и природой; смысл культуры в формировании человека. Согласно Гегелю, в основе бытия – мировой дух, реализующийся за счет людей. Культурный процесс есть процесс развития ума, а разум – двигатель исторического процесса.

В XIX веке получило развитие учение Данилевского о цивилизациях как о сообществах с едиными идеалами, социополитическим и экономическим строями. Согласно Леонтьеву – в основе государства лежит не народность, а религия. Ницше же развивал теорию нигилизма, противопоставляя свободное естество человека искусственно созданной культуре.

В XX веке развивались идеи Шпенглера о линейных цивилизациях, отражающих единство культурного процесса, и концепции Тойнби о локальных культурах, разделивших между собой центры развития общества.

З. Фрейд ввел понятие бессознательного начала – самостоятельного, независимого от сознания начало души, вбирающее в себя все первичные влечения человека.

К. Юнг развивал теорию бессознательного, открыл его культурные корни. Обозначил первичную форму бессознательного – архетип, на котором построена вся человеческая психика.

Завершим обзор на школе философии Бердяева, согласно учениям которого, в основе культуры лежит дух – трансцендентное начало, участвовавшее в творении. Дух объединяет человеческое и божественное начало, укореняясь в человеческом теле. Он же является источником творчества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :