В III веке внутри Римской империи надвигался политический и социальный кризис. Росло общественное недовольство римской властью, что явилось главной причиной ее децентрализации. В результате этого процесса образовалось две половины Римского государства – Запад и Восток. С принятием христианства император Константин пытается объединить восток и запад. Оценив все преимущества города Византия, император принимает решение его реконструкции и превращения его в главный город Римской империи. В Византий переносится сенат, перевозятся сенаторские семьи, сюда поступает наследие античного мира. Город получает все функции столицы. В 330 году город Византий освещают, и эту дату принято считать датой возникновения Византии.
В конце IV века, в 395 году Римская империя снова распадается, в результате чего западная часть, т.е. Римская империя погибает, а восток получает название Византия и продолжает свое культурно-историческое развитие, но уже как отдельное государство. Все же жители Византии называют себя римлянами, а главный город своего государства – вторым Римом.
Византия просуществовала до 1453 года, когда главный ее город Константинополь был взят в ходе турецкого нашествия. Началом же существования Византии принято считать 395 год, год повторного и окончательного распада Римской империи.
В тысячелетней истории развития Византийской государственности принято выделять несколько этапов:
Византия занимала пограничное положение между востоком и западом, являясь связующим звеном западной и восточной культур. Культура Византии формировалась под влиянием то азиатского, то европейского миров, но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, что в дальнейшем и определило культурную специфику Византийской империи.
Византийская культура была основана на языческих традициях античного мира и христианства. На протяжении всего времени своего существования византийская культура синтезировала в себе философскую основу античного мира с новым формирующимся христианским мировоззрением.
Одной из последних философских концепций, которая соприкоснулась с культурой Византии, была концепция неоплатонизма. Возникновение данного философского течения происходит параллельно с формированием христианства и угасанием Римской Империи. Отсюда глубокий пессимизм, отрицание положительной сущности человеческой природы, разочарование в земной жизни. Основа концепции состоит в том, что все имеет свое Единое непознанное начало, которое может проявляться в трех ипостасях: ум, душа и космос. Мир делится на «здешний» и «тамошний». «Тамошний» мир играет ведущую роль в существовании человека в мире «здешнем». Это учение оказало огромное влияние на развитие средневековой концепции мира.
На основе данной философской концепции возникли и нашли свое развитие основные теологические течения византийской культуры. Среди ним можно назвать следующие:
Христианская идеология была закреплена на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году и подтверждена на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.
Главное отличие византийской культуры от западной состояло в том, что она была городской. Со всевозрастающей ролью христианства светская культура продолжает развиваться, черпая вдохновение в богатых народных и аристократических традициях, созданных на наследии античности.
Переосмысляя римскую теорию права, византийская культура создала собственную правовую концепцию, получившую название византийское право. Эта концепция стала применяться во многих странах западного и восточного миров. В его основу была положена Кодификация византийского императора Юстиниана.
Античные основы византийской культуры также проявляются в области искусства. По мозаичной технике византийской живописи возможно проследить угасание античных мотивов. Теряется монументальность, цветность, рисунок обретает геометрические формы. К XIV веку на смену мозаики приходит фреска, а потом станковая икона. С одновременным угасанием античных мотивов в византийское искусство вливаются традиции Азии.
Византийская империя явилась достойной преемницей традиций античности. Византийская культура смогла сохранить и дать дальнейшее развитие лучшим достижениям Римской империи. Константинополь стал красивейшим городом того времени, соперничая с Римом большими площадями, триумфальными акрами и колоннами, архитектурой храмов и церквей. Константинополь стал своего рода хранителем античного искусства, образцы которого были свезены из Рима в период распада Римской империи. Кроме Константинополя, в Византии возникли и другие культурные центры государства такие, как Александрия, Никея, Равенна, Антиохия, Фессалоники. В этих городах шел активный процесс по сохранению античного наследия для будущих поколений: проводилась систематизация, толкование, комментирование классических источников.