Данный этап в развитии мировой культуры характеризуется увеличением информационного объема, что связано с бурным научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс оказал огромное влияние на все сферы человеческой жизни и определил пути дальнейшего культурного развития. НТП оказал воздействии на мировое экономическое развитие, отразился и на социальной сфере. Здесь можно привести сопоставительный пример занятости сельским хозяйством в Африке – больше половины населения континента и в США, где в сельском хозяйстве занято только 3 % населения. Повысился уровень мирового здравоохранения, образование получило совершенно новый статус. Одной из приоритетных программ государственной политики стран Европы и Америки является программа качественного образования молодого поколения, что обеспечит в будущем конкурентноспособность стран в современном мире.
Современный тип культуры характеризуется ведущими культурологами как экранный, эволюционное развитие которого прошло дописьменный и письменный этапы. В XX веке получает развитие гуманитарная отрасль знания, появляются новые науки, например, культурология.
Идеологическая основа современного общества представляет собой достаточно пеструю и динамичную картину. Все теории, концепции этого периода можно разделить на три большие группы: консервативные, либерально-реформистские и радикальные. В политической картине мира ситуация сложнее, что проявляется в существовании многообразных политических течений, партий, каждая из которых отличается своим специфическим направлением.
В идеологической основе общества преобладающую роль играет научная идеология, что естественно, но религия, хотя и частично вытеснена светским началом, присутствует в современной сознании граждан, но с измененной структурой и с другой ролью. Церковь как социальный институт частично заменяется внецерковной религиозностью, которая выражается в нравственных исканиях отдельной личности.
Атеизм как крайняя форма секуляризации за всю мировую историю культуры никогда не преобладал в обществе. Исключение составляет лишь СССР, где процент верующих граждан не превышал 20.
Религия – это особый способ мировосприятия, формирующий особую картину мира, в основе которого лежит иррациональное начало, что свойственно каждой личности, в том числе и атеисту. Но в результате уменьшения значения роли церкви, религии в жизни человека, люди в поисках защиты, спасения от одиночества и в силу других душевных потребностей попадают под влияние сектантских образований, целью которых является полное управление личностью.
Философия рубежа веков направляет свое внимание на проблемы человека, личности. Среди всех философских течений можно выделить четыре основных направления:
Проанализировав философию рубежа веков, культурологи приходят к заключению, что индустриальному обществу, его культуре характерна философия нового типа, так называемая философия человека или антропологическая философия.
Искусство современной эпохи представлено двумя крупными течениями – реализмом и модернизмом.
Реализм как направление в искусстве сложился еще в XIX веке. Модернизм зарождается в конце ХIХ века в форме поиска новых способов и средств выражения постигаемого человеком мира. К началу XX века модернизм представлен рядом течений в разных формах искусств: поэзии, скульптуре. Общим для всех течений и направлений модернизма является неприятие каких-либо канонов классического искусства.
В живописи модернизм нашел выражение в течении экспрессионизма, что в переводе с латинского означает «выражение». Экспрессионизм зародился в Германии. Самыми яркими представителями этого течения явились Ж. Грос, П. Клее и др. Посредством цветовой контрастности, неправильных форм художники пытаются отразить дисгармонию буржуазного мира. Для экспрессионистов существует только одни мир – внутренний мир человека, а искусство – это способ отображения этого мира. Поиск новых форм систематизировался в кубизм, направление живописи, где окружающий мир изображается посредством геометрических фигур. Самым ярким представителем кубизма был П. Пикассо. Вслед за кубизмом возникает абстракционизм, основателем которого считается В. Кандинский. Творчеству Кандинского вообще не свойственно изображение предметов, здесь только цвета.
Таким образом, художники-модернисты, используя язык символов, пытаются передать свои мысли и чувства. Но такое искусство становится слишком элитарным, недоступным для массового зрителя.
Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях. Противоборство модернизма и реализма способствует процессу обогащения, в результате чего возникает ряд новый течений. Среди них можно назвать сюрреализм, сформировавшийся в 1920-х годах как искусство неправдоподобной реальности. Самым ярким представителем этого направления был С. Дали. Сюрреализм – это сверхреальность, а точнее – реальность воображаемая.
В конце XX века возникает популярное искусство, получившее название поп-арт. Оно возникло как попытка преодоления разрыва элитарного искусство от реальной жизни его реципиента. С поп-арта начинается массовая культура.