Культурные формы человеческой жизнедеятельности


Культурные формы человеческой жизнедеятельности

Культура в полной мере является способом существования человека. Люди полностью формируют культуру, так как она неотделима от них и носит искусственный характер создания. Содержание культуры есть все содержание человеческой деятельности. Мы не можем помещать в содержание культуры то, что не охватывается человеческой жизнедеятельностью. Культура и ее формы – это границы деятельности. Однако культура представляет собой не только деятельность, но и способ организации этой деятельности. Это означает, что культура:

  • способ выражения человека;
  • порождение человека.

Человек определенно находится в единстве c культурными формами, однако не исчезает в них среди массы предметов. Действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.

Культура в качестве формы деятельности в итоге предназначается для сохранения развития собственного содержания, а им является сам человек. Роль и предназначение культурных традиций выражают в функциях. Эти приемы осуществляются для человека, который является общественным существом. Любые познавательные и созидательные действия, негативные действия и философские размышления составляют культурные формы общества.

Выделяют несколько основных функций культуры:

  • познавательную;
  • информативную;
  • коммуникативную;
  • регулятивную;
  • оценочную.

## Познавательная функция культуры

Многообразие потребностей человека служит основанием для появления различных функций культуры. В состав познавательной функции культуры входит творческая составляющая, но не ограничивается ею.

Культура выступает в роли своеобразного механизма самопознания человека. Она показывает людям окружающий мир, а также их самих в этом мире - такое уникальное зеркало, в котором человек видит себя с различных сторон: каким он был, нынешнее состояние и предполагаемое будущее. Результаты познания и самопознания обычно передаются в виде накопленного опыта, а также житейской мудрости. В этом процессе человек использует различные приемы: знаки, символы. С их помощью информация доходит от одного поколения к другому. Обмен опытом производится также посредством передачи данных от одного народа к другим.

Если рассматривать информативную функцию культуры отдельно, то она призвана связывать поколения человеческой цивилизации и обогащать каждое последующее поколение людей опытом предшественников. Однако приобщение к мировой культуре не играет ключевого значения.

Коммуникативная функция

Благодаря информативной функции представители различных культур могут взаимно обогащаться и развиваться. На этом принципе построены культуры разных народов мира. Взаимный обмен идеями, в отличие от обычного обмена материальных ценностей, может привести к повышению интеллектуального и нравственного уровня личности, обогатить собственную внутреннюю культуру.

Накопленные знания и опыт можно трансформировать на изменение национальной культуры. Без наличия подобного движения не существует общего культурного роста. Культуру рассматривают в качестве культа роста, который происходит из-за приобщения человека к мудрости рода, при этом личность не должна потерять собственный смысл существования.

Человек не может прожить без общения. Даже находясь в одиночестве, мы продолжаем вести диалог в голове с близкими людьми, с героями книг, воображаемым другом, звездами фильмов, Богом или с самим собой. В подобном не слышимом общении люди зачастую предстают в ином виде и серьезно могут отличаться от себя при живом общении.

Культура живого общения предполагает не только вежливость, тактичность, но и способность и умение всех людей привносить в круг подобного общения коммуникативность культуры. Она заключается в незримой, но существующей связи с человечеством. Это чувство мы ощущаем, когда бываем погружены наедине с собой.

Регулятивная и оценочная функции культуры

Быть самим собой и признавать право на это другого человека означает способность осознавать равенство каждого по отношению к человечеству, его культуре. Так говорят, когда отмечают характерную черту или норму поведения. В культуре существует множество норм и правил поведения. Все они призваны служить единой цели, направленной на организацию совместной жизни людей.

Отношение человека к миру и его положения в нем зависит от различных социальных факторов. В их числе отмечают культурные особенности. Во все исторические эпохи рядом существуют различные культуры. Они взаимодействуют и проникают друг относительно друга в постоянном режиме. Этот процесс существенно предопределяет жизненную позицию человека, его мировоззрение и ощущение действительности.

При стремлении разобраться с настоящим проблемами и противоречиями человек заглядывает в прошлое, в историю взаимоотношений, где ищет причины возникновения конфликта. Особенное значение в современном мире играет выстраивание межнационального диалога между западной и восточной культурами. Россия стремится занять свое место в этом сложном процессе и влиять на диалог двух цивилизаций в положительном ключе.

Культура, как специфический способ деятельности человека, направлена на созидание духовных и материальных ценностей. В результате появляется динамически развитая система ценностей, идеалов и норм поведения, которые воплощаются в социальном развитии человека, а также его духовном мире.

Важной ролью культуры в структурировании общества является взаимодействие культуры с социально-стратификационными изменениями. При этом выделяется два основных фактора.

Первый из них состоит из определенных культурных интересов, целей и намерений. Они выступают в качестве законных целей для всего общества и его отдельных слоев. Эти цели должны быть на минимальном уровне связаны между собой. Основные цели стремятся установить стабильность. Они представляют собой вещи, к которым следует стремиться.

Вторым фактором воздействия культуры на динамику социальной структуры общества выступает ее контролирующее и регулирующее воздействие на приемлемые для общества или его большинства способы достижения целей. Подобные нормы поведения, устраивающие населения, принято называть институционализированными образцами поведения.

Замечание 1

Социокультурное пространство разделяют на материальную и духовную культуру.

Определение 1

Материальной культурой называют совокупность материальных и физических объектов мира.

Они создаются при помощи творчества человека. Каждый из этих объектов должен выполнять определенные полезные функции, а также нести в себе своеобразное символическое значение. Подобная совокупность объектов имеет ценность для личности, группы людей или всего общества.

Определение 2

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов. Они также создаются при помощи творчества людей.

Культурные формы жизнедеятельности человека могут приобретать разный вид. Это зависит от специфических особенностей определенных сфер общества и видов деятельности.

Каждый тип культур органически взаимосвязан со всеми остальными ее формами. Он представляет собой своеобразную проекцию на соответствующую сферу общества, то есть специфическую деятельность людей.

Честность и справедливость являются общекультурными нормами. Они проявляются в политике, этике или спорте. Такие общие нормы стали важными феноменами экономического поведения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :