Концепция ментальных программ


Концепция ментальных программ

Концепция Герта Хофстеде

Данную концепцию предложил один из самых выдающихся учёных современности, Герт Хофстеде. Знаменитый голландец считал, что человеческое поведение подчиняется ментальным программам индивида.

Замечание 1

Под последними нидерландский социолог понимал своего рода шаблоны чувств, размышлений, и действий.

Здесь он выделяет три разных уровня:

  • На нижнем находятся универсальные, похожие для многих людей шаблоны, они наследуются генетически и представляют собой важнейший элемент нашей природы.
  • Средний уровень составляют образцы поведения, присущие определённой группе индивидуумов, они складываются путем социального обучения посредством непрерывной коммуникации внутри группы; модели этого уровня учёный называет культурой.
  • На самом высоком уровне находятся ментальные программы, характерные для отдельно взятой личности, от части эти модели человек получает в наследство от родителей, от части они формируются благодаря процессу социализации.

Источниками шаблонов мышления, чувств, поведения, являются культура и общество, иными словами те условия, в которых мы становимся цивилизованными существами. Это говорит о том, что эти образцы зависят от так называемых измерений культуры, включающими в себя:

  • дистанцию власти.
  • коллективизм-индивидуализм.
  • маскулинность-феминность.
  • избегание неопределенности.

Позднее вводится новый показатель - долгосрочная ориентация.

Дистанция власти

Первый показатель демонстрирует то, какую роль в разных цивилизациях играют отношения власти и народа. В государствах с высокой дистанцией властных структур устанавливается сильная зависимость между правящей верхушкой и всем остальным населением. В данной ситуации большое эмоциональное расстояние между власть имущими и теми, кто подчиняется. Основная масса населения в таком типе социума должна либо признавать начальство, либо отвергнув его, разорвать отношения, и только изредка подчинённые могут задавать вопросу своему руководству, не говоря о том, чтобы его критиковать.

В условиях семьи, её члены, наделённые властью, (родители, старшие родственники: братья и сестры, и т.д.) требуют от остальных домочадцев послушания. Развитие независимости, собственного мнения, какой-то самодеятельности не поощряется. Наилучшим качеством является почтительное отношение младших членов семьи к старшим.

У народов и этносов, у которых сложилась низкая дистанция власти ключевое значение имеют такие ценности, как равенство в отношениях, и конечно личная свобода человека. Поэтому здесь ценятся равные отношения между участниками беседы, нежели формальности. Стиль общения носит консультативный характер.

Важно отметить, что в таких культурах эмоциональный просвет между правящей элитой и большинством незначителен, представители подчинённого класса имеют право задать власть имущим вопрос, и даже высказать в адрес последних критические замечания. Открытое противоречие и активное несогласие с решениями начальства также является нормой. В лоне семьи дети рассматриваются как равноправные её члены с того момента, когда они начинают принимать активное участие в делах семьи. Идеальным состоянием в этой общественной ячейке является индивидуальная независимость, а потребность в последнем - главное качество индивида в данном типе культуры.

Что такое коллективизм-индивидуализм?

Это следующий показатель в концепции известного голландского социолога Герта Хофстеде. Коллективизм-индивидуализм демонстрирует то, что предпочитает член социума - заботиться о себе и своей семье, либо объединяться в некие группы, которые будут нести ответственность за индивида в обмен на его лояльность. Считается, что большая часть человечества живёт в коллективистских обществах, где интересы большинства преобладают над потребностями личности. Меньшая часть людей живёт в индивидулистских социумах, где интересы отдельного человека превалируют над желаниями группы.

Представители коллективистской культуры выражают заинтересованность в сплочённости. Лояльность к объединению - важнейшая ценность, прямая конфронтация и конфликты не приняты, потому что нарушает общую гармонию. При всём этом, между личностью и группой с самого начала развиваются отношения зависимости. Коллектив защищает своего члена, но последний должен проявлять лояльность к группе. В такой ситуации почти отсутствует независимый взгляд. Мнение индивидуума определяется мнением большинства. В современном мире данный тип культуры распространён в таких странах, как:

  • Гватемала.
  • Венесуэла.
  • Панама.
  • Колумбия.
  • Россия.
  • Пакистан.
  • Северная Корея.

Средоточием же индивидуалистских обществ выступает нуклеарная семья, где детей с малого возраста приучают опираться на собственные силы, быть самостоятельными, развивают в них коммерческую жилку. Человек, который вырастает в таких условиях, довольно быстро научается воспринимать своё Я отдельно от других. Сущность такого воспитания в том, чтобы ребёнок вырос самостоятельным и независимым, в том числе от самих родителей. В таком социуме от человека, лишённого серьёзных физических изъянов ожидают, что что ни при каких обстоятельствах он не будет зависеть от группы. Странами индивидуалистских культур являются:

  • Австралия.
  • Великобритания.
  • Нидерланды.
  • Соединённые штаты Америки.
  • Новая Зеландия.
  • Канада.

Маскулинность-феминность

Замечание 2

Маскулинность - это склонность индивида к напористости и жесткости, ориентации на материальный успех в ущерб интересам других людей. Тогда как феминность - это стремление к устройству домашнего очага, воспитанию детей, направленность на социальные ценности, а также чувственность, мягкость и эмоциональность.

Физиологические различие между полами одинаковы во всём мире, поэтому в малой степени объясняют их социальные роли в обществе. Многие виды поведения, которые не связаны с непосредственным продолжением рода, считаются в обществе типично мужскими или типично женскими.

Избегание неопределённости

Избегание неопределенности - это показатель того, насколько люди терпимы к неопределенным ситуациям, пытаются уклониться от них посредством выработки четких правил, веря в абсолютную истину и отказываясь терпеть девиантное поведение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :