Один из первых вариантов гипотезы культурно-исторических видов создал известный российский ученый Николай Яковлевич Данилевский, установив тринадцать культурных групп (египетскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, китайскую, индийскую, еврейскую, иранскую, греческую, аравийскую, римскую, романо-германскую, мексиканскую, славянскую и перуанскую), каждая из которых объединяется схожестью сознания, языка и общностью собственной судьбы и проходит ряд определенных фаз - от бессознательного этапа через национальное становление и расцвет общества к упадку.
Рисунок 1. Концепции Данилевского
При этом в различных культурных формах преобладает конкретный вид интеллектуальной деятельности: культурная - в греческой культуре, религиозная - в еврейской, политическая - в римской. По мнению Н. Данилевского, славянский тип культуры объединяет в себе различные виды социальных факторов, будучи наиболее востребованным в руководстве грядущим масштабно-историческим процессом.
Таким образом, в пределах славянофильства Данилевским была создана система культурно-исторических групп, которые различаются полнотой реализации социальной деятельности (культурной, религиозной, экономической, политической).
Н. Данилевский исследует цивилизацию как некоторый временной период, в течение которого составляющие культурно-исторический тип народы осуществляют социальную работу во всех направлениях, укрепляя свое существование как самобытный культурный элемент, исходя из имеющихся в их духовной природе задатков.
Анализируя историю становления человечества, Данилевский осознает, что общество не может быть «естественной системой».
Так, деления на новые, средние и древние события, одинаково важные для всего человечества, в реальности попросту не существует. Все исторические группы имели собственную древнюю, среднюю и новую историю.
Русский социолог приходит к определению культурно-исторического вида, то есть формы полноценной социальной жизни человечества, как элемента животного и растительного мира, как формы существующих языков, как проявление мужественного духа, пытающегося осуществить типы истины, добра и красоты.
Культурно-историческая группа, по Данилевскому, успешно эволюционирует от этнографического образования к государственному и от него – к развитой цивилизации. Ход самой истории общества выражается в стремительной смене вытесняющих друг друга социальных типов. В результате чего общечеловеческой цивилизации просто не существует.
Данилевский выделяет четыре основных разряда культурной и интеллектуальной деятельности:
Данилевский утверждал, что на сегодняшний день существуют одноосновные культурно-исторический виды (цивилизации).
Например, еврейская группа развила активную религиозную деятельность, греческая – предполагает актуализацию культурных ценностей, римская – внедрение политических реформ.
Германо-романский вид культуры считается двухосновным, так он создал промышленную и научную культуру, то есть вел культурную и общественно-экономическую деятельность. Отсюда и следуют те упования, с которыми можно связать перспективы всего славянского мира и особенности России.
Философ определил 5 ключевых законов возникновения и заката цивилизации:
Россия по Данилевскому не может быть европейским государством, так как является представителем иного, славянского мира.
Славянство - это одиннадцатая культурно-историческая группа, которая еще достаточно молода, только прошла этнографический период и находится на пути к собственной зрелости.
Но российский ученый полностью исключает славянофильскую идею христианского мессианства. Он заменяет ее концепцией консолидации славян и формирования Всеславянского союза (в идеале – полноценной федерации). Враждебное отношение Европейских стран к России и славянству можно охарактеризовать тем, что Европа уже находится на стадии увядания, а славянская цивилизация только входит в период расцвета могущественных творческих сил.
Культурологические положения Данилевского, сторонника известного славянофильского течения, были в полной мере изложены в его фундаментальной работе под названием «Россия и Европа» (1868), где автор противопоставляет собственную позицию господствующим в отечественной и западной культурологии гипотезам однолинейного, европоцентристского развития мировой культуры.
Ученый делает вывод, что нет обобщенной культурно-исторической линии в становлении человечества, не существует единого исторического закона появления культуры, что полностью исключает вероятность формирования комплексной исторической теории культуры.
Данилевский отвергает изучение западноевропейской цивилизации в качестве высшей, уникальной и обязательной для усвоения абсолютно всеми народами.
Другие культурные типы существовали в истории человечества независимо от западноевропейской и достигали невероятных результатов в социально-культурной сфере. Но и китайская, и германо-романская, культуры не могут быть тождественны общечеловеческой, ведь каждая из них демонстрирует своеобразный путь развития только одной конкретной группы народностей.
В своей книге «Россия и Европа» Данилевский писал, что: «общечеловеческого нет в реальности», а каждая из отдельно господствующих цивилизаций вносит бесценный вклад в общую культурную программу человечества, которой оно затем активно пользуется, становясь все более востребованным и богатым. Именно такой прогресс в культурном коде человеческой истории признавал и понимал Данилевский, Он отрицает периодизацию, принятую в исторической науке, и предлагает собственное понимание: «Формы культурной жизни общества совершенствуются и модернизируются поэтапно».
Заслугой Данилевского можно назвать попытку определить центральные виды человеческой интеллектуальной деятельности. Философ углубленно изучал общие закономерности жизненного периода культур, главная же область размышлений Данилевского заключается в контактах между народами. Он первым стремился как-то актуализировать и систематизировать ценность различного рода культурных взаимосвязей.
Данилевский начал писать свой научный труд, пытаясь показать пагубность заимствования европейских традиций, лежащих в основе петровских реформ, для всей России. Но, будучи исторически грамотным человеком, он видел, что культурные и социальные контакты постоянно происходят и имеют достаточно сложную, противоречивую природу.
В книге Данилевского можно найти наглядные примеры плодотворных отношений на творческом, высшем уровне развития, их - по аналогии с поливом и прополкой - он считает удобрением и уподобляет благостному влиянию питательной почвы на жизнь растения.
Понимание того, что механическое, несистематизированное смешение культур далеко не равнозначно существующему культурному синтезу - абсолютно правильно. Данилевский пришел к выводу о том, что все элементы культуры, попадая в другую среду, переосмысливаются и приобретают в результате новые функции. Ценности и нормы чужих культур постепенно усваиваются, однако не в чистом виде, а только после приспособления к обновленным условиям.