Концепция культурно-исторических типов Данилевского


Концепция культурно-исторических типов Данилевского

Один из первых вариантов гипотезы культурно-исторических видов создал известный российский ученый Николай Яковлевич Данилевский, установив тринадцать культурных групп (египетскую, ассиро-вавилоно-финикийскую, китайскую, индийскую, еврейскую, иранскую, греческую, аравийскую, римскую, романо-германскую, мексиканскую, славянскую и перуанскую), каждая из которых объединяется схожестью сознания, языка и общностью собственной судьбы и проходит ряд определенных фаз - от бессознательного этапа через национальное становление и расцвет общества к упадку.

Концепции Данилевского

Рисунок 1. Концепции Данилевского

При этом в различных культурных формах преобладает конкретный вид интеллектуальной деятельности: культурная - в греческой культуре, религиозная - в еврейской, политическая - в римской. По мнению Н. Данилевского, славянский тип культуры объединяет в себе различные виды социальных факторов, будучи наиболее востребованным в руководстве грядущим масштабно-историческим процессом.

Таким образом, в пределах славянофильства Данилевским была создана система культурно-исторических групп, которые различаются полнотой реализации социальной деятельности (культурной, религиозной, экономической, политической).

Замечание 1

Н. Данилевский исследует цивилизацию как некоторый временной период, в течение которого составляющие культурно-исторический тип народы осуществляют социальную работу во всех направлениях, укрепляя свое существование как самобытный культурный элемент, исходя из имеющихся в их духовной природе задатков.

Особенности концепции культуры Данилевского

Анализируя историю становления человечества, Данилевский осознает, что общество не может быть «естественной системой».

Так, деления на новые, средние и древние события, одинаково важные для всего человечества, в реальности попросту не существует. Все исторические группы имели собственную древнюю, среднюю и новую историю.

Русский социолог приходит к определению культурно-исторического вида, то есть формы полноценной социальной жизни человечества, как элемента животного и растительного мира, как формы существующих языков, как проявление мужественного духа, пытающегося осуществить типы истины, добра и красоты.

Культурно-историческая группа, по Данилевскому, успешно эволюционирует от этнографического образования к государственному и от него – к развитой цивилизации. Ход самой истории общества выражается в стремительной смене вытесняющих друг друга социальных типов. В результате чего общечеловеческой цивилизации просто не существует.

Данилевский выделяет четыре основных разряда культурной и интеллектуальной деятельности:

  • культурный (эстетическое и народное творчество);
  • религиозный;
  • политический;
  • общественно-экономическая.

Данилевский утверждал, что на сегодняшний день существуют одноосновные культурно-исторический виды (цивилизации).

Например, еврейская группа развила активную религиозную деятельность, греческая – предполагает актуализацию культурных ценностей, римская – внедрение политических реформ.

Германо-романский вид культуры считается двухосновным, так он создал промышленную и научную культуру, то есть вел культурную и общественно-экономическую деятельность. Отсюда и следуют те упования, с которыми можно связать перспективы всего славянского мира и особенности России.

Пять основных законов развития цивилизации по Данилевскому

Философ определил 5 ключевых законов возникновения и заката цивилизации:

  1. Семейства народов, которые принадлежали к одной языковой группе и составляли культурно-исторический тип, были духовно способны к историческому становлению и прошли этап детства.
  2. Для зарождения и развития культурных ценностей народ обязан достичь политической стабильности и независимости.
  3. Важные принципы общества культурно-исторического типа не могут передаваться народам другого вида, каждая группа создает их для себя, испытывая мощное воздействие чуждых ей ранее существующих цивилизаций.
  4. Цивилизация достигает своего самого яркого расцвета, когда составляющие ее народы формируют политическую систему или федерацию государств.
  5. В становлении культурно-исторических форм, как у растений, период активного роста очень продолжителен, а этап плодоношения короток. Ни одна цивилизация не имеет права претендовать на то, чтобы олицетворять в себе наивысшую точку развития, так как в основном все сообщества являются созидательными только в нескольких областях интеллектуальной и социальной деятельности.

Россия по Данилевскому не может быть европейским государством, так как является представителем иного, славянского мира.

Определение 1

Славянство - это одиннадцатая культурно-историческая группа, которая еще достаточно молода, только прошла этнографический период и находится на пути к собственной зрелости.

Но российский ученый полностью исключает славянофильскую идею христианского мессианства. Он заменяет ее концепцией консолидации славян и формирования Всеславянского союза (в идеале – полноценной федерации). Враждебное отношение Европейских стран к России и славянству можно охарактеризовать тем, что Европа уже находится на стадии увядания, а славянская цивилизация только входит в период расцвета могущественных творческих сил.

Научная работа философа - «Россия и Европа»

Культурологические положения Данилевского, сторонника известного славянофильского течения, были в полной мере изложены в его фундаментальной работе под названием «Россия и Европа» (1868), где автор противопоставляет собственную позицию господствующим в отечественной и западной культурологии гипотезам однолинейного, европоцентристского развития мировой культуры.

Ученый делает вывод, что нет обобщенной культурно-исторической линии в становлении человечества, не существует единого исторического закона появления культуры, что полностью исключает вероятность формирования комплексной исторической теории культуры.

Замечание 2

Данилевский отвергает изучение западноевропейской цивилизации в качестве высшей, уникальной и обязательной для усвоения абсолютно всеми народами.

Другие культурные типы существовали в истории человечества независимо от западноевропейской и достигали невероятных результатов в социально-культурной сфере. Но и китайская, и германо-романская, культуры не могут быть тождественны общечеловеческой, ведь каждая из них демонстрирует своеобразный путь развития только одной конкретной группы народностей.

В своей книге «Россия и Европа» Данилевский писал, что: «общечеловеческого нет в реальности», а каждая из отдельно господствующих цивилизаций вносит бесценный вклад в общую культурную программу человечества, которой оно затем активно пользуется, становясь все более востребованным и богатым. Именно такой прогресс в культурном коде человеческой истории признавал и понимал Данилевский, Он отрицает периодизацию, принятую в исторической науке, и предлагает собственное понимание: «Формы культурной жизни общества совершенствуются и модернизируются поэтапно».

Заслугой Данилевского можно назвать попытку определить центральные виды человеческой интеллектуальной деятельности. Философ углубленно изучал общие закономерности жизненного периода культур, главная же область размышлений Данилевского заключается в контактах между народами. Он первым стремился как-то актуализировать и систематизировать ценность различного рода культурных взаимосвязей.

Данилевский начал писать свой научный труд, пытаясь показать пагубность заимствования европейских традиций, лежащих в основе петровских реформ, для всей России. Но, будучи исторически грамотным человеком, он видел, что культурные и социальные контакты постоянно происходят и имеют достаточно сложную, противоречивую природу.

В книге Данилевского можно найти наглядные примеры плодотворных отношений на творческом, высшем уровне развития, их - по аналогии с поливом и прополкой - он считает удобрением и уподобляет благостному влиянию питательной почвы на жизнь растения.

Понимание того, что механическое, несистематизированное смешение культур далеко не равнозначно существующему культурному синтезу - абсолютно правильно. Данилевский пришел к выводу о том, что все элементы культуры, попадая в другую среду, переосмысливаются и приобретают в результате новые функции. Ценности и нормы чужих культур постепенно усваиваются, однако не в чистом виде, а только после приспособления к обновленным условиям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :