История массовой культуры


История массовой культуры

Определение 1

Массовой культурой принято называть характерную для современного общества культуру быта, развлечений и информации. У термина массовая культура есть синонимы: поп-культура, культура большинства, масскультура. Понятие массовой культуры включает в себя все сферы деятельности человека: СМИ, искусство, музыка, литература, кино, спорт и т.д.

Термин «массовая культура» возник в первой половине XX века в работах Д. Макдональда и М. Хоркхаймера, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение.

История возникновения массовой культуры

О времени рождения массовой культуры ученые спорят до сих пор. На этот вопрос существует несколько точек зрения. Одни ученые считают, что массовая культура возникла с возникновением общества. Другие относят это явление к XIX веку и связывают с развитием литературы, когда определенные литературные жанры становятся особенно популярными среди населения за счет увеличения их тиражирования. Третьи заявляют, что появление массовой культуры напрямую связано с развитием американской культуры, а именно новых форм организации быта – массовизацией.

Все же большинство сходятся во мнении, что возникновение массовой культуры связано с массовым распространением грамотности среди населения. В результате чего массовая культура тесно связана со средствами массовой информации (газеты, журналы, дешевая развлекательная литература). С течением времени технические возможности массовой культуры растут: вначале появляется кинематограф, граммофон, затем телевидение, компьютеры, спутниковая связь, Интернет.

Характеристика массовой культуры

Возникновение массовой культуры повлияло на принцип функционирования всей культуры. Благодаря широкому распространению массовой культуры, технологическим достижениям науки появилось больше свободного времени. Мировоззрение населения стало изменяться. Массовая культура синтезировала развлекательную сферу быта населения, что определило предмет массовой культуры. Здесь можно выделить ряд характерных признаков:

  • Типичность, одинаковость, серийность предметов потребления. Одной из причин успеха массовой культуры стали доступность и узнаваемость предметов ширпотреба, выпускаемых в больших количествах.
  • Примитивный уровень понимания жизни и взаимоотношений. Натуралистичность изображения: грубость, насилие, сцены разврата
  • Развлекательный характер. В произведениях массовой культуры основой служат простые и понятные эмоции, стороны жизни, которые вызывают интерес у широкого круга людей.
  • Пассивность восприятия. Восприятие массовой культуры нацелено на бессознательное, иррациональное, не требующее от реципиента никаких умственных и эмоциональных усилий.
  • Пропаганда сильной личности, успеха.
  • Средний уровень языковой нормы.
  • Коммерческий характер. Продукт массовой культуры предназначен для массовой продажи и ориентирован на каждого потребителя. Здесь нет возрастной, гендерной, религиозной, национальной, образовательной ориентаций. Всё - стереотипы и обобщения. Масштабы развития массовой культуры охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Среди них можно выделить самые востребованные. К ним следует отнести индустрию детства, образование, СМИ, партии, движения, имеющие массовый характер, оздоровительная, интеллектуальная, развлекательная индустрии и многое другое.

Массовая культура призвана отвлекать людей от их проблем, от несправедливости жизни, вызывая сильные эмоциональные переживания, которых не хватает людям в повседневности. Молодежь посредством массовой культуры получает представление о правильной жизни, моде, стиле и т.д.

Замечание 1

Массовая культура стирает границы межнационального взаимодействия, становясь фундаментом мировой культуры. В основе продуктов массовой культуры лежат универсальные психологические характеристики. Для их восприятия образованность вредна, так как препятствует проникновению массовой культуры в сознание индивида.

Уровни массовой культуры

В современной массовой культуре выделяют несколько уровней.

Кич-культура – это самый примитивный уровень массовой культуры. В начале, широкое распространение кич-культура получает в рамках прикладного искусство, но в последующем захватывает все направления творчества, искусства. Кич-культура характеризуется упрощенной проблематикой, опирается на стереотипы в образах, идеях, сюжетах, не способствует духовному росту.

Мид-культура – это своеобразный синтез массовой культуры и традиционной. Стандарты, выведенные мид-культурой, являются ориентирами для массовой культуры в целом.

Арт-культура – эта разновидность массовой культуры в большей степени, чем другие, отвечает требованиям традиционной культуры. Этот уровень массовой культуры считается наиболее высоким и ориентирован на самый образованный сегмент аудитории.

Замечание 2

С течением времени общий уровень массовой культуры постепенно возрастает. В настоящее время можно говорить, что современная массовая культура находится на уровне мид-культуры, культуры среднего уровня.

Массовая культура имеет как положительные, так и отрицательные черты. К отрицательным сторонам массовой культуры можно отнести ее низкопробность, отсутствие эстетической ценности и воспитательной функции. Но благодаря массовой культуре развилась грамотность, стало доступно восприятию мировое культурное достояние. Так же массовая культура способствует снятию стресса. Массовая культура синтезирует в себе как низкопробные образцы творческой мысли, так и шедевры, которые пока еще трудно разглядеть во всей предметной пестроте. Впоследствии это сделает время.

В заключении можно отметить, что массовая культура – это феномен современного общества. Массовая культура не статична. Она развивается, находя новые формы и способы воздействия на сознание индивида, постоянно расширяя свою аудиторию. Это, своего рода, новый инструмент в управлении и манипулировании сознанием, интересами и потребностями отдельного индивида, а следовательно, и общества в целом. Массовая культура оказывает огромное влияние на всю культуру, подвергая ее стандартизации и обобщениям. Но массовая культура имеет положительные и отрицательные стороны, и, на какой стороне преимущество, покажет время.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :