Феномен японской культуры имеет длительную, уникальную историю своего развития. Японская культура – это совокупность вдохновенных порывов жителей японских островов с гармонически усвоенным и освоенным вмешательством иностранных культур, приведенное в гармоничное сочетание и соответствие с традициями и обычаями, эстетическими рамками и потребностями Японии.
В истории развития культуры Японии можно выделить 5 эпох:
Зарождение японской культуры связано с процессом переселения древних японцев с материка на остров и появления культуры периода Дзёмон. Это период доисторической эпохи соотносится примерно с семью тысячами лет до нашей эры. Но это пока еще не японская культура. Он характеризуется изготовлением из обожженной глины гончарных сосудов типа дземон. Период Яёй ознаменован внедрением с азиатского континента сельского хозяйства. Этот период длился до времени образования национального японского государства с императорским правлением и характеризовался большим проникновением иностранной культуру на японские острова.
Эпоха ранней истории (VI-VIII века) ознаменовалась не только созданием сильного могущественного государства, введением буддизма, но и отличалась большими достижениями в искусстве, чем обеспечила себе право называться золотым веком буддийского искусства. В этот период Япония восприняла значительный объем иностранной культуры, а именно китайской. Именно китайская культура послужила образцом территориального устройства, форм законодательства, письменности. В начале VII века государство Японии в официальном послании к Китаю называет себя страной «Солнечного восхода», употребляя китайское слово «Жибэнь».
Эпоху буддийской культуры можно условно разделить на 3 периода:
В эти разные временные отрезки население японских островов по-разному относилось к вторжению к ним иностранной культуры, а именно китайской и корейской. Японская культура характерен не только интенсивный процесс заимствования, но и в то же время на этой основе переработки и переосмысления в создании своей собственной культуры, что послужило расцвету средневековой культуры Японии. Это время имеет большое значение для развития японской культуры: богата своим творческим потенциалом и множеству культурных памятников.
Период с IX по XII века, средние века, характеризуется дальнейшим развитием феодальных отношений и ослаблением централизованного государства. Японская аристократия и духовенство активно берут в собственность земли для личного использования. Обрабатываемая земля приносит немалые доходы и это является экономическим фундаментом аристократии, за счет чего укрепляется диктатура аристократии. А законодательная централизованная власть постепенно нивелирует и становится лишь фикцией.
Под влиянием японской аристократии в стране идет интенсивный процесс развития культуры. В это время процветает изотерический буддизм, что способствует расцвету живописи, скульптуры. Создаются шедевры статуй Будды, схематические картинные изображения буддийских божеств. Литература этого периода отражает идеологию и интересы аристократической среды.
В 907 году прекратили свое существование дальневосточные страны, и Япония вступает в период национального и политического самоутверждения. оказавшись в изоляции, Япония усиливает и углубляет стремление и осознание значимости к национальным культурным ценностям Японии. В это время идет активное противопоставление японской национальной культуры культурам иноземным и выражается это во всей творческой жизни страны. Все виды искусства отмечены печатью японского изящества и утонченной роскоши. В литературе этого времени появляются классические произведения, которые стали национальным достоянием страны, мира.
Конец XII века ознаменовался междоусобными войнами. В результате борьбы за власть двух феодальных домов в 1192 году военачальник Минамото провозглашается верховным вождем – сёгуном. На смену аристократии пришло военно-поместное дворянство.
В период Камакура (1185-1333 гг.) происходит перестройка сознания, переоценка ценностей. Активно развивается торговые отношения в стране и за ее пределами, популяризируются различного рода ремесла. Культура «шагнула в народ». На смену аристократической замкнутости приходит массовое ее распространение. В культуру приходит народный дух, возникает интерес к реалистическим событиям, природе человеку, личности. Образы литературы, живописи наделяются небывалой мощью и убедительностью.
В 1333 г. приходят к власти новые правители рода Асикага и правят до 1573 г. Этот период, получивший название Муромати, характеризуется непрекращающимися феодальными войнами. В это время в стране одновременно правят два императора. Культура этого периода продолжает широко распространяться во различных слоях общества. Значительным тормозом в развитии страны стали войны, целью которых было объединение страны. В 1537 году Ода Нобунага начал движение за объединение страны. В 1590 году его преемники смогли объединить северную и южную части страны, тем самым достигнув стабильности в государстве. В это время на японскую культуру оказывает большое влияние проникновение европейской культуры. Происходит переоценка ценностей, появляются новые течения в живописи, литературе, архитектуре. Преобладает чувственное восприятие мира. Происходит органическая гармонизация аристократической культуры, народной и веяний европейских культурных традиций.
Начало XVII века ознаменовалось изоляцией Японии, властями пресекались все контакты с внешним миром. Но вместе с этим культурная жизнь страны бурлит. Активно строятся города, несмотря на четкую сословную градацию общества, торговцы и ремесленники повышают свое благосостояние и авторитет. С XVII – XIX вв. происходит расширение географии распространения культуры. Выдвигаются новые культурные центры, такие как Нагасаки, Осака, Сакаи. Вступает на арену новая демократическая культура, отражающая интересы и вкусы народа.
Культура Японии в настоящее время представляет собой синтез ввезенных вариантов иностранных культур и самобытных традиций японской народности. На протяжении своего длительного развития японская культура постоянно демонстрирует две основные черты – разнообразность и приспособляемость.