История культуры Серебряного века


История культуры Серебряного века

Предпосылки формирования культуры Серебряного века

Русская культура, которая оформилась на рубеже 19-20 веков в России является одной из самых интересных во всем культурном развитии нашей страны. Это время – переломная эпоха, причем не только в социально-политической, но и, в большей степени, в духовной жизни страны. Связано это, в первую очередь, со всеми великими потрясениями, которые страна пережила за достаточно небольшой промежуток времени. Именно они сказались на ее развитии в культурном плане.

Замечание 1

Подобные потрясения и изменения духовной и культурной жизни нашли свое выражение в стремительно растущем интересе к личности, а также ее духовному миру. Произошли и другие изменения: уменьшилось внимание к проблемам социума, которые до того времени были ключевыми в рамках сферы искусства.

Этот период в жизни русского народа – очень неоднозначный, кризисный, полный противоречий и сложностей, которые в основном коснулись общественной жизни. Но это вовсе не значит, что упадок происходил повсеместно, так как в сложившихся условиях люди стремились к тому, чтобы найти новые пути развития, мобилизовать свои духовные силы и укрепиться духом. Эти процессы оказали влияние на развитие культурной сферы, на творческие искания деятелей того периода, что привело к появлению совершенно новых художественных и литературных направлений.

Серебряный век – время, когда культура и ее развитие отличались небывалой насыщенностью. Деятели той эпохи не отказывались от художественных традиций, а продолжали их, стремились совершенствовать поэтический язык и воскресить к новой жизни образцы и формы, которые вырабатывались в результате прежних экспериментов. Принципиальная установка делалась именно на «новизну», но с учетом традиций и обычаев, которые были так привычны народу. В это время, по рассказам и свидетельствам очевидцев, Россия переживала невероятно интенсивный подъем в сфере культуры, что и отразилось в понятии «Серебряный век». Это выражение – поэтично и метафорично, и не является строго определенным. Его придумали сами представители этого периода развития культуры.

Направления и особенности культуры Серебряного века

Поскольку в это время произошло так называемое размежевание творческих сил, это позволило творцам разнообразить художественную деятельность, объединять направления и создавать совершенно новые течения, некоторые из которых не поддавались никакому объяснению. Художникам было уже тесно в тех рамках, которые были традиционно установлены для них. Поэтому в поиске новых форм оформились такие направления, как:

  • Символизм;
  • Акмеизм;
  • Футуризм;
  • Кубизм;
  • Абстракционизм.

Их представители стремились к тому, чтобы обогатить возможности каждого вида культуры и углубить их содержание благодаря новым замысловатым формам и сочетаниям. Каждый вид искусства оказывал определенные воздействия на другие, а сочетание разных художественных языков также позволило воспринимать образное содержание произведений с разных точек зрения и под разными углами. Идеалом того времени стал художник универсального типа, который мог проявить себя в совершенно разных направлениях, поскольку был профессионально подкован для этого и сам хотел расширять свои возможности и познания.

На первый взгляд может показаться, что в культуре Серебряного Века закрепились самые разнообразные несочетаемые художественные течения и жанры, творческие направления и школы, а также стилевые тактики (футуризм и символизм, акмеизм и абстракционизм). Но именно такое разнообразие стало отражением реального состояния культуры Серебряного века и сделало ее уникальной и единообразной во всем множестве стилей.

Единство и целостной этой культуры заключалась в том, что в ней очень грамотно сочеталось старое и новое, уходящее и зарождающееся. Также она заключается во взаимном влиянии разных культур традиционного и новаторского типа, которые, казалось бы, не могут сочетаться друг с другом, поскольку относятся к совершенно противоположным частям бытия. Иными словами, в культуре русского ренессанса произошло довольно уникальное сочетание довольно реалистичных тенденций уходящего 19 века и новых направлений, которые зародились в 20 веке.

Серебряный век подарил мировой культуре много великих имен, среди которых: А. П. Чехов, С. А. Есенин, В. В. Вересаев, В. Н. Куприн, И. А. Бунин, М. Горький. Все они стали первооткрывателями новых течений в культуре Серебряного века, стремились к тому, чтобы на основании уже давно существующих традиций создать новые произведения, которые будут совершенно иначе интерпретировать окружающий мир. Не зря эти классики стали популярны далеко за пределами России и получили восхваляющие отклики во всем мире.

Замечание 2

Сегодня многие писатели и художники, музыканты отмечают, что вдохновляются работами именно того периода. Но никто так и не смог создать что-то более прекрасное и в то же время, не укладывающееся в традиционные рамки, как художники и писатели, музыканты и деятели Серебряного века.

Вклад того периода в русскую и мировую культуру невозможно переоценить. Даже несмотря на противоречивость того времени и множество запретов со стороны правительства, такие ограничения лишь мотивировали создателей на то, чтобы нарушать правила и создавать то, что будет заставлять людей раскрепощаться, смотреть на мир совершенно под другим углом зрения. Создавались глубоко философские и, в то же время, мистические работы, которые довольно специфически сказывались на умах людей. Затрагивались и религиозные идеи, которые в той или иной степени были запрещены в то время. Многие деятели оказывались под запретом, но продолжали творить, что сделало их известными за границей и врагами народа в родной стране.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :