Экологическая проблема затрагивает жизненные интересы большей части населения земли и требует согласованных действий в масштабах мирового сообщества. Поэтому экологическая проблема относится к глобальным проблемам. Глобальные проблемы не могут быть решены локально, так как их истоки лежат в противоречиях современной эпохи, для урегулирования которых требуются действия мирового масштаба.
Экологическая проблема среди других глобальных проблем занимает особое место, ибо она проникает во все другие проблемы, потому что касается среды обитания человека.
Жизнедеятельности человека как определяющего компонента мира природы становится предметом исследования многих отраслей научного знания. Поэтому стал актуальным вопрос о научном основании, на котором необходимо совершить процесс интеграции накопленного научного опыта. В эпоху глобализации и экологической нестабильности данный вопрос отличается особой актуальностью. Необходима наука, которая возьмет на себя задачи теоретического и методического синтеза различных отраслей и уровней экологического познания, включая также и практические основы формирования экологической грамотности. В результате долговременных научных дискуссий, интегрирующие функции взяла на себя социальная экология.
Термин «социальная экология» появился в начале XX века в американской социологической науке и использовался в значении: изучение биотических факторов социального развития, связей человека с поселенческой средой, поведение человеческих популяций в городской среде.
Возникновение экологической проблемы это, прежде всего, ошибки мировоззренческого, духовного уровня, а уж потом экономического, социального, технологического и других уровней. Экологический кризис - это результат неправильного взаимодействия людей друг с другом, с природой. Уже сейчас исследователи говорят о глубинном кризисе культуры, когда основные духовные ценности подменяются ложными, материальными.
В связи с этим актуальным становится понятие экологической культуры.
Термин «экологическая культура» впервые появился в XX веке, когда возникли первые угрозы экологической безопасности на планете Земля. Сейчас формирование экологической культуры населения является приоритетной задачей правительства всех стран. Экологический кризис заставил переосмыслить достижения мировых цивилизаций. В поисках решения проблемы сохранения всего живого возникает новая наука – экология. В результате в науке появляется новая дисциплина – экология культуры, которая возникает на базе культурологии.
Также термин «экологическая культура» используется для характеристики уровня восприятия человеком природы, его отношения к миру природы и осознание своего места в этом мире.
Под термином «экологическая культура» следует понимать способ взаимодействия природного и социального мира, при котором обеспечивается сохранение природной среды.
Экологическая культура является компонентом культуры в целом и включает в себя всю парадигму действий человека, направленных на защиту окружающей среды, осознание ответственности за качество природного мира, основанного на сформированных духовных ценностях.
Человек как представитель социального мира обязан проникнуть в глубинные сущности природы, осознать свое место, свою роль в поддержании природного баланса, прилагать усилия к сохранению природных ресурсов, сформировать рациональное их использование.
В системе современного научного знания проблема экологической культуры остается пока малоизученной. Первым научным деятелем, кто обратился к этой проблеме, был В.И. Вернадский, который исследовал человеческий фактор в существовании мира. В этой же области работали Мальтус, Ле Шателье-Браун, Б. Коммонер и другие. Но для осознания всей глубины возникшей проблемы, необходимо обратить на нее внимание в аспекте восприятия обществом экологической культуры.
Экологическая культура личности должна основываться на основополагающих ценностных ориентирах, которые в первую очередь необходимо сформировать у экологически культурного человека. Экологическая культура - это не только особое бережное отношение к природе, но и способность замечать и восхищаться ее красотами. Природа представляет собой одну из духовно-эстетических ценностей человека. Поэтому в научной исследовательской литературе появляется термин экологическая этика, который органически связывается с понятием экологической культуры.
На сегодняшнем этапе развития человечества необходимо формировать экологическую нравственность. Она должна являются фундаментом личности, общества, государства. Человек как отдельное звено в цепочке взаимодействий природа – человек – общество способен изменить как природу, так и общество. Поэтому осознание личностной ответственности каждого человека является основополагающим фактором, влияющим на результаты его деятельности. Поэтому экологически культурный человек в соприкосновении с природой должен проявлять милосердие, сознательность, любовь, все то, что определяет развитую духовно целостную личность.
Из века в век человечество передавало знания, опыт взаимодействия природы и человека, все то, что сейчас включается в понятие экологической культуры. В каждом этносе были сформированы определенные формы, культы, ритуалы, которые отражали объективные особенности взаимоотношений человека и природы, что передавалось из уст в уста и нашло отражение в главных книгах народов: Библии, Коране, Ведах и других.
Сегодняшнее мировое общество можно разделить на две группы:
На сегодняшнем этапе развития человечества экологическая культура является главным условием сохранения жизни на планете Земля. Поэтому необходимо создать условия, чтобы экологическая культура была усвоена обществом на идеологическом уровне.
Для этого наукой разработаны методы, призванные обеспечить глубокое усвоение экологической культуры:
Таким образом, чтобы избежать экологической катастрофы, сохранить жизнь на планете Земля, человеку нужно изменить себя, свое отношение к миру природы, частью которого он является.