Законы культуры Данилевского


Законы культуры Данилевского

Законы культуры в концепции Данилевского

В культурологической концепции выдающегося русского социолога и культуролога Николая Яковлевича Данилевского для культуры есть несколько основных законов.

Первый закон – это обязательное наличие языковой системы, способной объединять народ, или же группу сходных по языку и культуре народов.

Здесь стоит упомянуть, что в своей концепции Данилевский выделял два вида культурно-исторического типа: монолитные и составные.

Определение 1

Монолитные цивилизации - созданные одним народом, составные же цивилизации были образованы несколькими народами со схожими языками.

Второй закон фиксирует необходимость политической самостоятельности, иными словами обязательное наличие у народа своего государства.

Замечание 1

Можно сказать, что первый и второй закон – это своего рода условие выделения культурно-исторических типов. Эти законы являются признаками положительных народов.

Третий закон подчёркивает самобытность культурно-исторических типов. Согласно данному закону передача достижений одной цивилизации другой не представляется возможным. Русский культуролог считал, что в истории все попытки навязать свою цивилизацию другим нациям не увенчались успехом. Однако это не значит, что между разными цивилизациями невозможны культурное и иные формы взаимодействия. Но опираясь на исследования истории многих культур, государств и народов, Данилевский пришёл к выводу, что культурное взаимодействие имеет довольно сложную, неоднозначную природу. Контакты между народами могут обернуться как благом, так и злом, достижения разных цивилизаций могут как заимствоваться, так и отторгаться.

На ранних этапах существования представители разных цивилизаций контактируют только при торговле или заключении браков. Другими словами, взаимодействие культур не нарушает естественного, даже можно сказать биологического порядка вещей. На этапе становления государственности противостояние народов и государств способствует или консолидации народа и росту его национального самосознания, или разрушению ещё не сформировавшегося до конца государства и потере возможности создания уникального культурно-исторического типа.

Данилевский писал о том, что драматично, даже трагически складывается взаимодействие цивилизаций при том условии, что одна из них, или же обе цивилизации находятся на этапе расцвета.

Замечание 2

Народ может реализовывать свой творческий потенциал, другими словами выражать себя, только в соответствии со складом своего характера. Выражать себя опираясь на образ жизни другого народа, другой культуры означает признать ненужность своего исторического существования.

Копирования чужого культурного опыта несёт для народа серьёзные опасности, например, так можно обречь себя на роль этнографического материала для целей чужих народов. В зависимости от характера и результатов Николай Яковлевич Данилевский выделяет три типа культурных контактов:

  • пересадка. Иными словами, данный тип контакта культур можно назвать колонизация. Колонизация – это когда зрелая культура изгоняет другую культуру с её территории. В пример можно привести создание древнегреческих поселений на территории Южной Италии и Сицилии, или же создание колоний в Северной Америке и Австралии представителями состоявшихся цивилизаций.
  • прививка. Этот тип контакта имеет место быть при взаимодействии зрелой культуры с культурой, находящейся на стадии отмирания. В этом случае умирающая культура – это этнографический материал для более развитого культурно-исторического типа. Таков был процесс эллинизации Египетской культуры во времена Александра Македонского.
  • удобрение. Это самый продуктивный тип культурного контакта, при котором народы остаются самобытными, однако при этом берут лучшее, что есть у других, стимулируя развитие друг друга. Но здесь важно отметить, что предметом заимствования могут быть предметы, методы и приёмы из научной, технической, хозяйственной и промышленной сфер. А вот духовные ценности и культурные смыслы заимствоваться не должны. Яркий пример такого типа культурного взаимодействия – влияние Египта и Финикии на Элладу, а Эллады на Древний Рим.

Четвертый закон культуры по Данилевскому действует не на все культурно-исторические типы, а только составные, которые сформировались на базе нескольких близких друг другу народов.

Составные культурно-исторические типы, как считал русский культуролог, достигают пика в своём развитии, когда все народы, из которых они состоят, пользуются наибольшей самостоятельностью. Среди таких типов нужно назвать греческий и европейский культурно-исторические типы, подразделения которых развивались самостоятельно. Поэтому эти народы достигли таких успехов. Народы, говорящие на родственных языках, должны создать единое государство.

Пятый закон определяет время и периоды жизни культурно-исторического типа.

Жизненный цикл всякого культурного-исторического типа соответствует жизни человека:

  • рождение,
  • период рассвета (у человека акме),
  • период упадка (старость),
  • смерть.

Жизненный цикл культурно-исторического типа по Данилевскому

Для культурно-исторического типа срок жизни составляет 1500 лет и делится на четыре периода:

  • этнографический. Иными словами, бессознательный период древней истории. Этот этап начинается с выделения культурно-исторического типа из других племен. На данном этапе накапливается энергия для будущей сознательной деятельности народа. Формируются особенности склада ума, чувств и воли народа.
  • период становления государственности. Длится очень короткое время и является по сути дела переходным периодом, подготовкой к выполнению своего предназначения в истории.
  • цивилизационный период, или культурный. Также представляет собой короткий промежуток времени, когда цивилизация находится на пике своего развития, когда народ тратит свой творческий потенциал по максимуму. В период расцвета цивилизация выполняет свою роль в истории, и, выполнив которую, входит в период упадка. Длится несколько сотен лет.
  • период дряхления, упадка. Народы останавливаются в развитии, новых духовных ценностей и культурных смыслов не создаётся. Цивилизация дряхлеет в апатии самодовольства, или исчезает с исторической арены отрицательными народами, или же превращается в этнографический материал, который будут использовать другие положительные народы, только начинающие свой путь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :