Диалектизация естествознания как следствие третьей научной революции


Диалектизация естествознания как следствие третьей научной революции

Космогонистическая теория Канта-Лапласа

Сущность третьей революции в естествознании заключена в стихийной диалектизации естественных наук. Началом данной концепции явился труд философа Эммануила Канта под названием «Всеобщая естественная история и теория неба», который был опубликован в 1755 г.

В своём труде Кант обосновывал возникновение Солнечной системы. Согласно предложенной им гипотезе, Солнце, различные планеты и их спутники сформировались из первоначальной туманной массы, равномерно заполнявшей всё пространство во Вселенной.

Возникновение Солнечной системы Кант объяснял воздействием сил притяжения, которые имели любые частицы материального мира. Согласно убеждениям Иммануила Канта, под влиянием сил притяжения возникли скопления, впоследствии имевшие значение центров притяжения. Из данного центра притяжения было образовано Солнце, вокруг которого собрались частицы, имевшие вид туманности. Данные туманности вращались по кругу. В результате этого кругового движения стали образовываться задатки планет, которые также стали совершать вращательные движения вокруг своей оси. Планеты и Солнце в результате трения частиц разогрелись, после чего начали медленно остывать.

Замечание 1

Своею теорию Кант положил в основу классической механики 17 века, при этом предложенная им картина мира не могла соответствовать философии Ньютона. Гипотеза Канта о возникновении и развитии небесных тел стала существенным достижением естественной науки 18 столетия. Данная космогоническая теория выявила противоречия в метафизическом взгляде на мир. Но труды Канта остались практически неизвестными до конца 18 века.

Через 40 лет независимо от работ Канта Пьер Симон Лаплас высказал мысли , которые дополнили космогоническую теорию Канта.

Согласно учению Лапласа, первоначально вокруг Солнца образовалась газовая масса, которая напоминала атмосферу; она была так велика, что распространилась за пределы орбиты планет. Данная масса совершала движения вместе с Солнцем. Через некоторое время стали образовываться газовые кольца, которые распадались на несколько составных частей. Данные сфероидальные части послужили зародышами планет, вращавшихся вокруг Солнца. Впоследствии, при дальнейшем охлаждении в каждой частице возникло ядро, после чего планеты перешли в жидкое состояние, но потом вновь затвердели.

Указанные предположения объединились и были названы космогонистической гипотезой Канта-Лапласа.

Диалектические идеи развития естествознания в биологии и геологии

Замечание 2

В 19 столетии диалектические представления в естествознании распространилась на другие науки, в первую очередь на биологию и геологию. Для данного периода была характерна борьба двух концепций - концепции катастрофизма и эволюционизма по-разному показывали историческое развитие планеты.

В это время естествознание достигло такого уровня , при котором стало невозможным совмещать библейское учение и накопленные научные данные. Это несоответствие многие учёные объясняли идеей о катастрофах, которые имели место на нашей планете в различные временные отрезки. Теория катастроф была выдвинута естествоиспытателем Жорж Кювье. Согласно его рассуждениям, основанным на исследовании ископаемых парижского бассейна, каждый период в истории планеты заканчивался глобальной катастрофой, при которой происходила гибель растений и животных, а в новых условиях появлялись новые виды организмов. Этим и объясняется различие современных представителей живой природы от существовавших ранее.

Учение о катастрофах Кювье изложил в «Discours sur les revolutions de la surface du globe et sur les changements qu’elles ont produits dans le règne animal».

Как утверждали некоторые последователи Жоржа Кювье, после катастроф животный мир восстанавливался благодаря повторным актам творения.

Пример 1

Например, Д’Орбиньи, утверждая, что наша планета в своём развитии прошла 27 глобальных катастроф, которые каждый раз полностью уничтожали все живые организмы.

Теории катастроф было противопоставлено эволюционное учение, предложенное Жаном Батистом Ламарком. Он утверждал, что изменения в жизнедеятельности организмов связаны с переменами во внешней среде. Приобретённые изменения организмов передаются по наследству последующим поколения , и в этом заключена причина возникновения новых видов.

Ламарком были выделены два важнейших пути эволюции:

  1. Градация – ступенчатое развитие от простого к сложному.
  2. Изменение живых систем под воздействием внешней среды.

Геологический эволюционизм оказал значительное влияние на развитие эволюционного учения в биологической науке. В 1859 году появилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В своём труде Дарвин принимал за основу накопленный материал в таких разделах биологии, как эмбриология, палеонтология, сравнительная анатомия и т.д. Дарвин полагал, что органический мир не может существовать без саморазвития, в связи с чем эволюция не может прекратиться.

Замечание 3

Теория естественного отбора - принципиально важная составляющая учения Чарлза Дарвина. Она утверждает, что виды возникали в процессах отбора и накопления качеств, которые были необходимы для их борьбы за существование.

Наряду с теориями, которые были посвящены эволюционной теории, появлялись новые естественнонаучные открытия, ставшие свидетельством о наличии универсальных связей в природе.

Замечание 4

Важнейшим открытием в этой области стала клеточная теория, разработанная Матиасом Якобом Шлейденом, который доказал, что растения состоят из клеток, и Теодором Шванном, получившим аналогичные доказательства для представителей животного мира. Это основополагающее открытие послужило доказательством связи всего органического мира.

Определение 1

Дальнейшему процессу диалектизации естествознания способствовала гомология – учение о закономерностях изменения свойств в органических соединениях в зависимости от их состава.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :