Тренинг уверенного поведения


Тренинг уверенного поведения

Назначение тренинга уверенного поведения

Определение 1

Тренинг ассертивности представляет собой комплекс методик когнитивно-поведенческой терапии, направленный на выявление поведенческих стереотипов его участников и закрепление поведенческих паттернов, соответствующих уверенному типу поведения.

Тренинг является эффективным средством коррекции неуверенного и агрессивного стиля поведения личности, также он позволяет решать вопросы повышения уверенности в себе, коммуникативной компетентности, уверенности в межполовом поведении.

Основной формой проведения тренинга выступает групповой вариант, оптимальный размер тренинговой группы от семи до пятнадцати человек. Однако тренинг уверенного поведения может осуществляться и в индивидуальной форме, при этом методики выработки уверенных форм поведения разбираются клиентом и терапевтом в рамках консультации, после чего отрабатываются клиентом в качестве домашнего задания.

Замечание 1

Тем не менее, нужно отметить, что эффективность индивидуальной работы значительно ниже в сравнении с групповой.

Тренинг уверенности включает в себя как теоретическую информацию о типах поведения и типичных их проявлениях, так и практические методики, направленные на формирование различных поведенческих паттернов, прежде всего из области уверенного поведения, но также и из агрессивного и неуверенного стилей.

Типы поведения

Определение 2

Поведение – это совокупность всех внешних проявлений психической жизни индивида, от его невербальных проявлений при коммуникации, до стиля одежды и личных предметов.

С точки зрения когнитивно-поведенческого подхода можно выделить три типа поведения:

  • Неуверенное
  • Агрессивное
  • Уверенное

Неуверенный тип поведения в качестве психологической основы имеет ощущение тревожности, дискомфорта в психологическом контакте. Человек использующий неуверенный стиль поведения стремится минимизировать, либо разорвать контакт, чтобы снять психологическое напряжение им вызванное. Другой стратегией снижения напряжения является удовлетворение потребностей собеседника. Неуверенный человек стремится обеспечить своему коммуникативному партнеру максимальный комфорт, тем самым уменьшив число возможных источников конфликта и напряжения.

Процедурно неуверенное поведение выражается в следующих актах:

  • Низкий глазной контакт
  • Закрытая поза, вялая жестикуляция
  • Голос выше и тише к концу фразы
  • Требование оценки
  • Забота о собеседнике

Агрессивный тип поведения представляет собой антагониста неуверенному типу. Психологической основой такого поведения выступает стремление человека максимально сблизиться с партнером по общению, сократить дистанцию как психологически, так физически и социально, увеличить интенсивность общения. Одновременно агрессивный стиль поведения направлен на удовлетворение потребностей личности, как правило, за счет собеседника.

Процедурно агрессивное поведение выражается в следующих актах:

  • Высокий глазной контакт
  • Открытая поза, широкая жестикуляция, направленная к партнеру
  • Оценка партнера
  • Использование иронии и сарказма
  • «Чтение мыслей» - приписывание партнеру определенных мотивов и их озвучивание в ходе диалога
  • Вторжение в личное пространство

Неуверенный и агрессивный типы поведения характеризуются переживанием личностью каких-либо эмоциональных состояний – тревоги или возбуждения, которые толкают их разорвать или интенсифицировать контакт. Уверенный стиль напротив, характеризуется своей рациональностью. Его отличительной чертой является конгруэнтность – т. е. соответствие вербальных и невербальных проявлений личности контексту ситуации, соблюдение социальных норм, принятых в рамках той общности, в которой происходит ситуация общения. Личность, использующая уверенный стиль поведения не стремиться удовлетворить собеседника или напротив, реализоваться за счет него, цель ее поведенческой стратегии это защита собственных интересов и достижение компромисса или взаимовыгодного сотрудничества.

Для сохранения адаптивного потенциала и успешности в социуме личности необходимо владеть всеми тремя типами поведения, каждый из которых эффективен при решении определенных задач.

Методики тренинга уверенного поведения

Для выработки паттернов уверенного поведения в рамках тренинга используются различные методики. Для коррекции неуверенного стиля одной из базовых методик является «Заезженная пластинка» - суть которой выражается в тренировке навыка говорить «Нет».

Невозможность отказать является одной из главных и частых проблем неуверенных личностей. Методика «Заезженная пластинка» направлена на снятие тревожности от отказа, выработки поведенческих моделей уверенного отказа. Процедурно методика очень проста. Она может выполняться как в парах, так и в малых группах до четырех человек. Собеседники обращаются к одному из участников с неким предложением, например, «Пойдем в кино?». Задача водящего на все предложения отвечать «Нет».

Участникам рекомендуется использовать разные поведенческие стили при формулировании предложения. Длительность методики составляет не больше 3-5 минут, либо пока водящий не совершит ошибку, начав объяснять свой отказ или замолчав.

Для коррекции такого паттерна агрессивного поведения как оценка собеседника используется методика «Открытое выражение эмоций». Она направлена на формирование навыка отражения собственных чувств и переживаний собеседнику по поводу его действий, без оценочно, в противовес обычной оценке действий другого, которая может легко привести к конфликту.

ОВЭ – это сообщение партнеру, которое состоит из трех частей и строится по особым правилам. Первая часть сообщения должна содержать информацию о чувствах участника и начинаться с личного местоимения, например, «Я испытываю восторг, недоумение, отвращение и т.д.». Вторая часть содержит описание поведенческого акта партнера, которое сделано процедурно и без оценочно, например, «когда ты одеваешь платье, опаздываешь, не убираешь за собой мусор и т.д.». Третья часть сообщения содержит пожелание относительно частоты/интенсивности описанного поведенческого акта, например, «пожалуйста, делай это почаще, реже, никогда и т.д.».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :