Когнитивные техники оспаривания


Когнитивные техники оспаривания

Рационально-эмотивная терапия

Когнитивные техники оспаривания были разработаны А. Эллисом в рамках такого направления КПТ, как рационально-эмотивная терапия или РЭТ. РЭТ, как и когнитивная терапия рассматривает мысли человека, т.е. когниции, как главную детерминанту его поведения и переживания по поводу ситуации, реагирования на стимул. Однако если когнитивная терапия рассматривает эмоции исключительно как одно из звеньев реакции на стимул, в зависимости от характера когнитивной оценки, то рационально-эмотивная терапия предполагает тесную связь между аффективным и мыслительным компонентом.

Согласно воззрениям Эллиса в каждой мысли есть элемент чувства, равно как и каждого чувства есть рациональная основа. В соответствии с этой идеей когниции были разделены Эллисом на три вида в зависимости от степени их эмоциональной силы:

  • холодные
  • теплые
  • горячие

Холодные когниции предполагают сухую констатацию факта, уровень их эмоциональной экспрессии очень низок или вообще отсутствует. Теплые когниции это уже оценочное, рациональное суждение, которое предполагает наличие определённых эмоций и порождает пристрастное отношение к восприятию ситуации. Горячие когниции, в свою очередь, крайне категоричны, резки, сопровождаются сверхсильными эмоциями.

В основе психологических проблем человека и расстройств психики, с точки зрения Эллиса, лежат иррациональные установки, которые формируют у личности нереальные ожидания от себя, других людей или мира в целом. В зависимости от их характера в РЭТ выделяется четыре типа установок:

  • Долженствования
  • Преувеличения
  • Обязательной реализации своих потребностей
  • Оценочная установка

Установки долженствования представляют собой убежденность в существовании неких непреложных правил, обязательных истин, которые существуют в мире, как правило морально-этического толка, например: «Каждый должен содержать своих родителей в старости» или «Я обязан всегда быть впереди других».

Установки преувеличения строятся на глобальной переоценке эмоциональной значимости происходящего события, которая в несколько раз превышает его реальное значение и выражается в ощущении катастрофы, невыносимости, например: «Быть отвергнутой невыносимо» или «Потеря работы – полный крах жизни».

Установки обязательной реализации своих потребностей выражаются в представлении о том, что достижение счастья личностью станет возможным только при реализации каких-либо условий или требований к самому себе.

Замечание 1

Данные установки создают одновременно две ловушки для личности – во-первых, требования к самому себе зачастую оказываются трудновыполнимыми или нереальными, например: «Я обязан стать успешным бизнесменом, иначе я никто»; а во-вторых, реализация условий установки не приведет к мгновенному возникновению чувства счастья, что также приведет к формированию фрустрации.

Оценочная установка заключается в перенесении отношения к отдельному качеству или поступку личности на нее в целом, либо вообще на всех людей, например: «Все женщины - изменщицы».

Работа с иррациональными установками

Замечание 2

Основными целями РЭТ является выявление иррациональных установок клиента, их преодоление и замена позитивными, помогающими установками, а также формирование навыков самостоятельной работы с иррациональными когнициями. Именно на этапе обнаружения необоснованности установок личности применяются техники когнитивного оспаривания.

С точки зрения Эллиса, для преодоления иррациональных установок клиент должен пройти через 3 инсайта. Первый инсайт заключается в понимании условий, в которых сформировалась иррациональная установка. Несмотря на то, что он приводит к временному облегчению и снятию негативных симптомов, данный инсайт не имеет большой терапевтической ценности и скорее наоборот запутывает клиента, концентрируя его внимание на событиях, а не его отношении к ним.

Именно в этом и заключается второй инсайт. Клиент осознает, что он испытывает негативные переживания не потому, что когда-то в прошлом на него оказали воздействия некие события, а потому, что он склонен воспринимать события в настоящем как угрожающие или порочащие его. Таким образом, формируется понимание того, какое влияние иррациональные установки оказывают на жизнь личности, а также что они продолжают закрепляться в его реальной жизни.

Третий инсайт представляет собой понимание, что одного лишь осознания установок, их генезиса и влияния недостаточно, для отказа от них. Требуется длительная и упорная работа, связанная с оспариванием и преодолением, данным установок, обнажением их несостоятельности, отрыва от реального положения дел.

Применение техник оспаривания

Для преодоления иррациональных установок А. Эллисом были разработаны специальные методики – когнитивные техники оспаривания или дискутирования. Всего выделяют три разновидности данной техники:

  • Детекция
  • Дебатирование
  • Дискриминация

Детекция ориентирована на выявление и демонстрацию клиенту его иррациональных установок. Обнаружение нерациональных когниций может осуществляться через фиксацию внимания на высказываниях клиента, содержащих предикаты долженствования, такие как «надо», «обязан», «должен», либо на чрезмерных аффективных реакциях, выражающихся в фразах «Это невыносимо» или «Мне не пережить подобного» и т.д.

Дебатирование представляет собой этап непосредственно оспаривания иррациональных установок посредством озвучивания вопросов, которые выявляют явные противоречия между содержанием когниции и реальностью, апеллируют к логике клиента и предлагают оценить последствия соблюдения или не соблюдения данной установки, найти доводы и доказательства как в ее защиту, так и опровергающие когницию. Первоначально терапевт задает эти вопросы клиенту, впоследствии клиент задает их сам себе в рамках домашней работы.

Дискриминация предполагает разграничение между абсолютистскими и не абсолютистскими ценностями клиента. Рациональные установки гибки и носят вероятностный характер. Абсолютистские, категоричные ценности напротив, требуют своего непременного воплощения, что приводит к подкреплению иррациональных убеждений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :