Проблемы клинической психологии


Проблемы клинической психологии

Проблема понимания психики

Определение 1

Клиническая психология – это наука изучающая психологическое состояние и особенности людей, находящихся в пограничном состоянии, а также страдающих как от соматических, так и от психологических патологий.

В спектр задач клинической психологии входит исследование изменений в психике, связанных с перенесением соматического или психологического заболевания, ситуации лечения, особенности взаимодействия пациента и врача, медицинского персонала, влияние психологического состояния пациента на протекание заболевания. Однако полноценное описание, объяснение и прогнозирование данных процессов возможно только при адекватном понимании самого объекта науки, т.е. психики. В тоже время несмотря на то, что объект психологии определен достаточно однозначно, единого подхода к его пониманию, на современном этапе развития науки не существует.

Первый подход склонен определять психику, как своеобразную метафору, удобную форму отображения физиологических процессов, протекающих в головном мозге. Ее придерживаются сторонники нейробиологического подхода (Блум, Лейзерсон, Хофстедсер), которые утверждают, что все нормальные, а также патологические процессы можно объяснить с точки зрения процессов, протекающих в нервной системе, взаимодействия множества клеток, которое порождает психику, как итог собственной деятельности. В данном случае психика выступает скорее результатом, констатацией нервных процессов.

Второй подход более широкий и определяет психику, как универсальное свойство живых существ реагировать на абиотические раздражители. Данное свойство предполагает в своей реализации задействование различных процессов, таких как восприятие внешней среды, обработку поступающей информации, принятие решения и его практическое осуществление. При этом мозг рассматривается как материальная база, инструмент осуществления психической деятельности, но не ее причина, психика в своих проявлениях выходит за рамки нейронной активности. Согласно данной парадигме психика свойственна для существ с разной степенью развитости нервной системы, в следствии чего выделяются несколько ее филогенетических уровней:

  1. Элементарно-сенсорная психика – реагирование на отдельные раздражители
  2. Перцептивная психика – отражение целостных образов
  3. Интеллектуальная психика – реагирование на систему взаимосвязанных между собой объектов реальности
  4. Сознательная психика – создание вербализованной картины мира, существующей независимо от практического взаимодействия организма со средой

Проблема связи деятельности мозга и психики

Проблема соотношения психики и мозговой деятельности непосредственно вытекает из проблемы определения психики, однако носит более практико-ориентированный характер. Существуют три вариации сопоставления психических и нейрофизиологических процессов:

  • Тождественная концепция
  • Параллельная концепция
  • Концепция взаимодействия

С точки зрения тождества психика является непосредственным состоянием головного мозга, которое может быть раскрыто через описание процессов возбуждения/торможения, свойств рецептивных полей и т.д. В данном подходе любые психические нарушения рассматриваются как нарушение деятельности мозга.

Параллельная концепция определяет психику как побочный результат деятельности мозга, своеобразную тень мозговой активности, субъективный уровень переживаний нервных процессов. Согласно ей любые патологические состояния – это результат нарушения нейронной активности, а психологические феномены могут рассматриваться исключительно в виде дополнительного диагностического критерия.

Согласно концепции взаимодействия психика и мозг представляют собой качественно разные, независимые образования, которые, однако находятся во взаимодействии и могут оказываться влияние друг на друга. При этом мозг выступает материальным, а психика нематериальным субстратом. В качестве локализации точки взаимодействия психики и мозга в настоящее время рассматриваются синапсы, соответственно психические нарушения определяются как изменение характеристик нервной проводимости.

Помимо традиционных подходов к описанию связи психики и мозга, в которых психика так или иначе рассматривается как производная нервной активности, существует также современный информационный подход. Рассматривая психику как способ организма к информационному взаимодействию со средой, можно прийти к пониманию психического как фактора организации нейронных процессов.

Замечание 1

В данном случае предполагается, что организм, посредством психики ставит перед собой определенные задачи по взаимодействию с внешней средой, а мозг за счет организации функциональных динамических систем создает необходимые условия по их реализации.

Проблема определения нормы и патологии

Проблема определения нормы представляет собой междисциплинарную проблему характерную не только для психологии, но и для медицины, социологии и ряда других наук о человеке. Определении четких границ нормы и патологии необходимо для адекватного описания психических феноменов, выявления их детерминант и терапевтических решений. В настоящее время существует целый ряд подходов к определению нормы и патологии:

  • Статистически-адаптационный подход – определяет норму как среднее, массовое проявление признака, характерное для большинства представителей общности, и способствующее адаптации индивида.
  • Подход с позиции культурного релятивизма – стоит на тех же позициях, что и статистически-адаптационный подход, однако разграничивает норму проявления признака в зависимости от культурно-этнической принадлежности индивида.
  • Гуманистический, описательный подход – понятие нормы в значительной степени переносится на конкретную индивидуальность, включает ее психологические особенности, способности, жизненную историю. Главным критерием становится способность личности к установлению адаптивного контакта с социумом.
  • Психопатологический подход – описывает норму как состояние «не болезни». Если у индивида нет явных болезненных проявлений, значит он в норме.
  • Индивидуальный подход – норма суживается до личной истории конкретного субъекта рассмотрения, в рамках которой он сравнивается сам с собой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :