Клиническая психология, как и любая другая научная отрасль, ставит перед собой задачу по изучению, описанию и прогнозированию собственного предмета. Для реализации этой задачи необходимо проводить исследования, которые должны опираться на научные методы, для получения достоверных фактов.
Метод – это способ познания, инструмент науки с помощью которого осуществляется реализация практических и теоретических задач исследования.
Выбор тех или иных методов обуславливает специфику проводимого исследования, а выработка новых методов характерных для конкретной отрасли знания – специфику науки. Методы могут определять общую организацию исследования, например, выбор сравнительного или лонгитюдного подхода, конкретный способ сбора первичных данных (наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы), вариант математической и статистической обработки полученных результатов (корреляционное исследование, факторный анализ), а также подход к их интерпретации.
Метод определяет достаточно обширный класс инструментов исследования, конкретным вариантом реализации которых выступает методика.
Методика – это конкретизированный алгоритм реализации исследовательских действий, направленных на получение определенного результата.
Если метод представляет собой достаточно теоретическое описание процедуры исследования, методика всегда стандартизирована, что позволяет говорить об однозначности ее результатов, а также сравнивать между собой результаты различных исследований, не сомневаясь в их эквивалентности.
Стандартизированная процедура методики также позволяет достаточно свободно производить заимствования последних из смежных научных дисциплин. В частности, для клинической психологии характерны заимствования из медицины.
Клиническая психология – это наука изучающая психологическое состояние и особенности людей, находящихся в пограничном состоянии, а также страдающих как от соматических, так и от психологических патологий.
Перед клинической психологией стоят задачи изучения психологических детерминант и факторов влияющих на протекания заболеваний, а также особенностей психического состояния соматических больных, разработка и апробация психотерапевтических методов лечебного воздействия на психику пациента. Для решения этих и многих других задач в клинической психологии используются следующие методы:
Клиническое интервью представляет собой вариант стандартизированной беседы в котором значительное внимание уделяется биографическим и соматическим данным пациента. Фиксированная постановка вопросов и планомерная стратегия сбора информации по интересующим тематикам позволяет получить достаточно точные данные, с минимизированным влиянием сторонних факторов, которые в последствии можно использовать для соотнесения с данными других респондентов.
Фиксация поведения пациента осуществляется, как правило, методом включенного наблюдения, когда психолог так или иначе находится внутри наблюдаемой ситуации, и является либо полноценным участником событий, либо сторонним наблюдателем, который тем не менее не скрывает своего присутствия и исследовательских целей.
Анализ истории жизни пациента складывается из сбора психологического анамнеза, сведений о пациенте от его ближайшего окружения, и катанамнеза, повторного сбора сведений через определенный срок после выписки. Анамнез может собираться как через беседу, так и при помощи стандартизированных карт-схем.
Экспериментально-психологические методы включают, как нестандартизированные качественные методики, направленные на изучение конкретной психологической патологии или процесса, так и стандартизированные методы, позволяющие собрать большой массив данных на широкой выборке.
Под стандартизированными самоотчетами понимаются опросники и шкальные тесты, а также проективные методики, которые могут предлагаться испытуемому, как для оценки состояния какого-либо психологического качества, так и полной картины психической жизни пациента.
Методы клинической психологии помогают исследователям получить определенный массив данных, грамотная интерпретация которых, с учетом специфики респондентов – лиц с соматическими и психическими заболеваниями, представляет собой непростую задачу. Для ее решения в клинической психологии существует набор принципов-альтернатив, который основывается на феноменологическом подходе. Данный подход предполагает, что любое целостное психическое явление необходимо понимать, как многозначное, имеющее детерминацию как психологического, так и психиатрического регистра, что позволяет критически подходить к раскрытию выявленных феноменов.
В качестве основных можно обозначить следующие принципы:
Принцип «болезнь-личность» предполагает альтернативную возможность интерпретации феномена как составляющей болезни, либо как индивидуально-психологической особенности.
Принцип «нозос-патос» дает альтернативу взглядов на феномен как болезнь имеющую свое развитие (нозос), либо как врожденное патологическое состояние (патос).
Детерминация путей возникновения симптома может быть представлена одним из трех вариантов – экзогенным, как результат органических повреждений ГМ; эндогенным, как следствие наследственно-конституциональных особенностей; либо психогенным, в связи с воздействием психотравмирующих обстоятельств.
Состояние пациента после исчезновения патологической симптоматики, описывается тремя альтернативами. Выздоровление предполагает полноценное восстановление пациента и его психических функций. Под дефектом понимается необратимое повреждение какой-либо функции, которое может носить как врожденный, так и приобретенный характер. Хронификация выражается в повторении патологической симптоматики в дальнейшей жизнедеятельности пациента.
Оценить степень нарушения психических функций позволяет последняя тройка альтернатив. Симуляция предполагает намеренное изображение болезни с целью получения каких-либо выгод, при наличии психического здоровья. Аггравация – усиление реальных симптомов заболевания, а диссимуляция напротив их приуменьшение.