Клиент-центрированная психотерапия – это психотерапевтический метод, который предложил Карл Роджерс (1902-1987), американский психотерапевт, радикально перевернувший основное понимание психотерапии и утверждавший, что не терапевт, а клиент – эксперт для самого себя.
Психотерапия, которая ориентирована на человека, является составной частью научного течения, которое называется гуманистическая психология. Ханс Ансбахер – известный представитель адлерианской терапии, выделял шесть основных черт клиент-центрированной терапии:
Теория психотерапии заключается во множестве условий «если… то». Так, если существует ряд определенных условий, то будет протекать процесс, который состоит из определенных характерных элементов. Если такой процесс протекает, то последуют и определенный изменения личности и поведения.
Взгляды Роджерса в течение его жизни были подвержены некоторым изменениям. Однако центральная идея его учения не менялась. Роджерс только стал сильнее подчеркивать значение личностного контакта пациента с терапевтом. Поэтому при дальнейшем анализе специфических черт клиент-центрированной терапии не происходит разделение раннего и позднего Роджерса.
Терапевтическое интервью – используют в ходе индивидуальной психотерапии. Клиент должен самостоятельно выбирать тему разговора, терапевт может только подталкивать его к началу рассказа (например, фразой «я понимаю, что Вам тяжело»). Терапевт должен демонстрировать готовность проводить работу с клиентом, понимание и поддержку. Терапевт должен сопровождать не проблему, а внутренний мир своего клиента, его переживания в данный момент времени. Терапевт не должен формулировать проблему вместо клиента, а должен подвести его самого к уточнению проблемы, чтобы избежать блокирования переживаний. Вопросы следует задавать для клиента, которые помогут углубить переживание. Терапевт не должен ставить диагнозов, выдвигать версии и интерпретации. Он должен применять технику вовлеченности и отражающее слушание, использовать метафоры и обобщения. Терапевтический контакт похож на парный танец, в котором клиент ведет, а терапевт его сопровождает.
Метод «Зеркало» - предполагает отражение терапевтом слов и переживаний клиента.
Метод метафор – используют в качестве разового терапевтического элемента и устойчивого образа, который сопровождает весь процесс психотерапии. Если метафора совпадает с опытом клиента, она дает возможность ему войти в символический пласт собственного сознания, уйти от предметной определенности мира, который накладывает внешние ограничения на принятие решения самим клиентом.
Например, негативное отношение к полнеющей жене может быть объяснено пациенту метафорой отношений сказочного принца с любимым деревом, которое начало расти и утолщаться, закрывая собой свет. Такой образ позволяет клиенту освободиться от чувства вины и обрести способность к спокойным рассуждениям.
Метод эмпатических ответов – вербализация психотерапевтом миро- и самоощущения клиента.
При групповой психотерапии терапевт должен поощрять самораскрытие участников, отражение и исследование личностно значимых чувств и мыслей, поощрять участников на реализацию из собственных способностей и резервов для принятия решений, внимание к чувствам других людей. В группе должны быть выстроены доверительные отношения, изучаться конфликты и проявляться сочувствие и поддержка.
Коммуникация терапевта может носить вербальный либо невербальный характер.
Вербализация – это высказывание иными словами того, что уже сообщил клиент, избегая при этом толкований и привнесений своей точки зрения.
Иными словами, это перефразирование, цель которого: выделить наиболее существенное и обратить внимание пациента на острые углы, а также продемонстрировать, что его не просто слушают, но и слышат; умело использовать молчание, показывая молчаливое принятие и понимание.
Для осуществления конструктивных изменений в личности пациента, Карлом Роджерсом было предложено соблюдение шести терапевтических условий: