Формирование кредитной политики


Формирование кредитной политики

Формирование кредитной политики предприятия

Определение 1

Кредитной политикой предприятия называют совокупность мероприятий по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитующих организаций.

Таким образом, кредитная политика включает два компонента:

  • управление дебиторской задолженностью, то есть политику предоставления коммерческих кредитов контрагентам,
  • управление кредиторской задолженностью, то есть политику привлечения кредитов – как коммерческих кредитов от контрагентов, так и классических денежных кредитов от кредитных организаций (в первую очередь банков).

Эти направления, с одной стороны, взаимосвязаны в рамках финансовой политики (поскольку если предприятие будет легко предоставлять кредиты, не привлекая их от других кредиторов, может оказаться в условиях дефицита ликвидности – большой дебиторской задолженности и отсутствия свободных денег для закупки необходимого сырья для продолжения деятельности), с другой стороны, характеризуются определенной независимостью друг от друга и тесной связью с рыночными условиями и сферой деятельности компании. Так, например, кафе и рестораны редко предоставляют коммерческий кредит своим посетителям (исключением может быть разве что работа с крупными предприятиями: к примеру, сотрудники на протяжении месяца обедают в расположенном неподалеку кафе, а потом компания оплачивает общий счет), в то время как сырье у поставщиков могут брать на условиях отсрочки платежа. Оптовые продавцы могут пользоваться отсрочкой платежа со стороны производителя, но и сами при работе с сетями розничных магазинов (ритейлом) предоставляют отсрочку.

Содержание кредитной политики предприятия находит выражение в:

  • выборе оптимального уровня и структуры оборотных активов исходя из специфики деятельности предприятия (включая как внутренние, так и внешние условия). В центре внимания находится допустимая доля дебиторской задолженности в структуре оборотных активов,
  • определении объема и структуры источников финансирования. Здесь речь идет о соотношении собственного и заемного капитала предприятия, а также о структуре самого заемного капитала (кто выступает кредитором – банки, поставщики сырья и т.д.).

При управлении дебиторской задолженностью предприятие может выбрать один из трех основных типов кредитной политики:

  • консервативная кредитная политика, направленная на минимизацию кредитных рисков. Предприятие готово жертвовать потенциальным увеличением объема сбыта (и сопряженной с этим дополнительной прибылью), лишь бы не рисковать (риск неполучения долга с покупателей) и не замораживать деньги в виде дебиторской задолженности,
  • умеренная кредитная политика предполагает ориентацию на средний уровень кредитных рисков («как принято в отрасли»). Эта политика позволяет найти баланс между риском и доходностью,
  • агрессивная кредитная политика, направленная на максимальное расширение объемов реализации, охват наибольшего количества покупателей (которые без предоставления отсрочки или рассрочки не стали бы приобретать продукцию или приобрели ее у конкурентов). Такая политика является высокорисковой, поскольку коммерческий кредит предоставляется в том числе недостаточно проверенным заемщикам. Кроме того, за счет увеличения срока оплаты замедляется оборачиваемость дебиторской задолженности.

После определения типа реализуемой кредитной политики, руководство предприятия должно детализировать механизмы и процедуры кредитования. Они выражаются в формате инструкций по следующим направлениям:

  • кому предоставлять кредиты,
  • на каких условиях предоставлять кредит (в частности, возможна скидка не пользующимся кредитом клиентам, ограничения по сумме и сроку для разных категорий заемщиков и т.д.),
  • в каком общем объеме может быть предоставлен кредит.

Кредитная политика должна иметь систематический характер и базироваться на изучении внешних и внутренних условий функционирования организации.

Формирование кредитной политики коммерческого банка

Определение 2

Роль кредитной политики коммерческих банков состоит в определении приоритетных направлений развития и совершенствования банковской деятельности в процессе аккумуляции и инвестирования кредитных ресурсов, развития кредитного процесса и повышения его эффективности.

Банк, формируя кредитную политику, должен учитывать ряд факторов:

  1. Макроэкономические факторы:

    • денежно-кредитная политика центрального банка,
    • финансовая политика государства,
  2. Региональные и отраслевые факторы:

    • состояние отрасли и региональной экономики по ключевым сегментам заемщиков,
    • состав клиентов, их потребности в кредитовании (цели, сроки, объемы кредитов),
    • положение на рынке по отношению к конкурентам,
  3. Внутрибанковские факторы:

    • достаточность свободных денежных средств, которые могут быть направлены на кредитование,
    • опыт и профессионализм сотрудников,
    • структура банковских пассивов.

Основные принципы кредитной политики коммерческого банка:

  • научная обоснованность. Кредитная политика должна основываться на объективных реалиях и анализе субъективных факторов, а не на личном мнении лиц, принимающих решения,
  • доходность и прибыльность, поскольку получение прибыли – это основная цель деятельности организаций коммерческого типа,
  • безопасность и надежность. Определенные требования предъявляются центральным банком: если коммерческий банк выберет излишне агрессивную кредитную политику, центральный банк может применить к нему санкции.

Основные этапы формирования кредитной политики коммерческого банка:

  • формирование кредитного потенциала,
  • предварительный анализ предоставления кредита (включая состав заемщиков и виды кредитов, а также стандарты оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков),
  • регламентация процедур оформления кредита,
  • управление кредитными процессами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :