Государственный долг – это сумма накопленных (не погашенных) обязательств государства, возникших как результат заимствования или выполнения государством роли гаранта (в случае, если заемщик не исполняет обязательства).
Различают два вида государственного долга:
Другой способ классификации государственного долга – по сроку:
Краткосрочный государственный долг – самый обременительный для государства. По таким долгам основную сумму надо выплатить быстро, а проценты обычно предусматриваются достаточно высокие.
В современных условиях государственный долг рассматривается как нормальный элемент функционирования экономики. Но ситуация с государственным долгом такая же, как с потребительскими кредитами: сам по себе финансовый инструмент не является хорошим или плохим, его можно грамотно или неграмотно использовать. Ключевыми вопросами являются следующие:
В ответах на каждый из них могут крыться потенциальные проблемы. Выражается проблема чаще всего в увеличении суммы государственного долга, что является следствием дефицита бюджета, сохраняющегося на протяжении ряда лет.
Высокая внешняя долговая нагрузка чаще всего возникает по причине неверной оценки масштабов последствий и границ возможностей экономики. В конечном счете это приводит к усугублению кризисных явлений.
Например, страна берет средства в долг. Процентные выплаты усиливают бюджетный дефицит (стране и так не хватало доходов на покрытие расходов, а за счет этих платежей расходы увеличились). Для того, чтобы вовремя рассчитаться с кредитором, стране приходится брать новый долг. Долги накапливаются, шансы расплатиться по ним уменьшаются. В конце концов эта «пирамида» из государственных кредитов может рухнуть, и страна станет банкротом (если не будут предприняты меры по трансформации экономики и переходу к профицитному бюджету).
В связи с этим большинство стран предпринимает решительные меры, направленные на стабилизацию (если не уменьшение, то хотя бы торможение роста) внешнего долга. Пристальное внимание уделяется соотношению между государственным долгом и валовым внутренним продуктом, потому что та сумма, которая для одной страны – непреодолимое препятствие, для другой будет совсем невелика.
Кроме того, как для самих участвующих в кредитных отношениях стран, так и для мировой стабильности в целом важно укрепление международного многостороннего сотрудничества по урегулированию международных долгов. В частности, для этого был учрежден Парижский клуб кредиторов.
Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. Главная задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время, - реструктуризация задолженности развивающихся стран.
Опыт многих стран показывает, что преодоление кризисных явлений невозможно без взвешенного подхода к долговой политике.
Россия нуждается в целостной системе управления государственным долгом, ориентированной на стратегическое развитие экономики.
Большим успехом является погашение долгов СССР, по которым Россия выступила правопреемницей. В то же время завершить выплаты удалось только благодаря рекордно высоким ценам на энергоносители (газ, нефть) в начале 2000-х – существенно превысившим все долгосрочные прогнозы. Сама же система управления долгом является низкоэффективной.
Среди недостатков системы государственного финансового контроля можно выделить:
Без повышения эффективности управления государственным долгом невозможно достичь экономического прорыва, о котором говорил Президент после инаугурации. Также следует принимать во внимание, что наличие внешнего долга дает кредиторам инструмент политического влияния на Россию, снижает ее самостоятельность в принятии решений на мировой арене. Поэтому урегулирование государственного долга – вопрос не только экономики, но и национальной безопасности.