Было бы некорректно говорить, что государственный долг – удел бедных стран. Напротив, богатые страны с развитыми экономиками – такие, как США и Япония – имеют огромный государственный долг. Государственный долг – неотъемлемая часть большинства мировых финансовых систем, и не существует государств, которые бы никогда не обращались к внутренним и внешним заимствованиям.
В качестве ключевой причины возникновения государственного долга может быть указана политика государства, не обеспечивающая сбалансированность бюджетных доходов и расходов. Если правительство сводит бюджет с дефицитом, страна вынуждена обращаться к государственному долгу как источнику покрытия этого дефицита. Правительство берет кредиты для оплаты расходов, не возмещаемых налоговыми поступлениями как основной статьей пополнения бюджета и дополняющими их неналоговыми доходами. В случае, когда бюджет носит профицитный характер (то есть доходы больше расходов), страна имеет возможность частично или полностью рассчитываться по долгам.
По своей сути, любой государственный долг распределяется бременем на налогоплательщиков. И если речь идет о внутреннем долге, то налоги, которые они уплачивают, идут на получаемые ими же проценты (и платежи в погашение основной суммы долга).
Таким образом, между государственным дефицитом и государственным долгом существует тесная взаимосвязь. Государственные займы являются первоочередным источником покрытия бюджетного дефицита. Оценка критичности дефицита бюджета страны проводится с учетом накопленной величины государственного долга. Основой и первопричиной возникновения долга выступает дефицит.
Среди причин возникновения государственного долга можно выделить еще несколько предпосылок.
В историческом аспекте одной из значимых причин формирования государственного долга являются войны, которые ведет государство. В такие периоды страна переориентирует значительную долю экономических ресурсов на производство военной продукции вместо гражданской. Увеличиваются расходы, которые правительство направляет на содержание военнослужащих и вооружение. Существует три способа финансирования таких расходов:
Первый путь может привести к столь значительному налоговому бремени, что население утратит стимулы к труду. Во время войны это составляет реальную опасность. Вследствие масштабной эмиссии возникает инфляционное давление. Поэтому наиболее популярным является выпуск облигаций, которые распространяются среди населения – либо внешние заимствования, если ситуация на мировой арене позволяет их осуществить.
Следующей группой причин являются экономические кризисы, определяемые такими факторами, как:
Государственный долг может иметь различные финансово-правовые основания возникновения:
Таким образом, государственный долг возникает по различным основаниям. Государство может даже не получить кредитные ресурсы в пользование, но оказаться обязанным выплачивать долг (в случае государственной гарантии по чужому кредиту). Это открывает простор для махинаций. Законодатели, стремясь минимизировать риск страны, вводят достаточно жесткие ограничения на возможность государства выступать гарантом. Гарантии предоставляются не любому желающему; в случае с Российской Федерацией – чаще всего, субъектам федерации и в некоторых случаях – под высокоэффективные проекты – юридическим лицам.