У государства иногда возникает объективная необходимость привлекать заемные средства из-за противоречия между объемом потребностей общества и возможностями государства в части их удовлетворения за счет доходов бюджета. Для того, чтобы государство осуществляло экономическое регулирование, проводило социальную политику и выполняло свои функции по управлению, обороне и обеспечению национальной безопасности, требуется постоянно увеличивать расходы бюджета.
В то же время бюджетные доходы ограничены:
Все это требует привлечения заемных средств. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях возвратности, платности и срочности. Платность предполагает, что собственник денежных средств получает вознаграждение в виде процентов за предоставление их в пользование. Чаще всего эти проценты выплачиваются на протяжении всего срока пользования деньгами, иногда – в конце срока вместе с основной суммой долга.
Под обслуживанием государственного долга понимают операции, связанные с выплатой доходов по долговым обязательствам государства в форме процентов по ним либо дисконта, производимые из средств бюджета соответствующего уровня (к которому относится долг).
Итак, сущность обслуживания государственного долга состоит в совершении выплат по процентам в случае кредитного договора, купонного дохода по облигациям, иных выплат, предусматриваемых долговыми обязательствами. Обычно эти выплаты производятся в денежной форме, но бывают и исключения, когда условия заимствования предусматривают поставку товаров или оказание услуг.
В отличие от погашения тела долга (основной суммы, которая была предметом заимствования), обслуживание долга учитывается в составе расходов бюджета соответствующего уровня. Ежегодно затраты на обслуживание государственного долга включаются в состав бюджетных ассигнований, выделяемых уполномоченному финансовому органу.
Сумма, которая требуется на обслуживание государственного долга, в основном определяется двумя факторами:
Поскольку государственный долг может возникать по разным основаниям, ставки и принципы уплаты процентов существенно отличаются. Важной в этом плане представляется классификация по следующим основаниям:
Если государственный долг значительный, то его обслуживание становится одной из важнейших расходных категорий государственного бюджета.
В каждой стране имеется собственная специфика в распределении функций по обслуживанию государственного долга между таким органами, как:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) производит обслуживание государственного долга путем проведения следующих операций:
Выполнение Банком России функций генерального агента, обслуживающего государственный долг, производится на безвозмездной основе. Перечень полномочий Банка России в части обслуживания государственного долга устанавливается федеральным законодательством, в частности:
Другие агенты, участвующие в обслуживании государственного долга, могут получать за эти действия вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств. Исполнение агентских функций производится на основании и в соответствии с условиями агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ.
Следует отметить, что роль Банка России не сводится к чисто техническому переводу денег по поручению других органов власти. Правительство и Банк России информируют друг друга о планируемых действиях, обладающих общегосударственным значением, проводят консультации, координируют проводимую политику – в том числе по вопросам государственных заимствований. Банк России производит консультационную поддержку по графикам выпуска государственных долговых ценных бумаг, погашения государственного долга в разрезе влияния на состояние финансовых рынков, в том числе банковской системы, а также приоритетных направлений кредитно-денежной политики. При этом в российской Конституции закреплена юридическая независимость Центрального Банка от других органов власти.
Уполномоченные органы вносят сведения о долговых обязательствах в Государственную долговую книгу (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – в зависимости от категории долга) в течение трех дней после возникновения долга. Информация, указываемая в Государственной долговой книге: